Белая линия при реставрациях зубов

Серые границы реставраций: 4 ошибки, которые стоит избегать

Эта серая линия все еще видна. Моя реставрация заметна. Что можно сделать, если реставрации передних зубов привели к неэстетическим результатам?

Выполняя несколько несложных действий, можно изменить стиль ежедневных стоматологических манипуляций. Эти действия не являются тщательно разработанными методиками и не усложняют работу, напротив, они абсолютно просты. Единственное требование – это постоянство применения.

Изображение 1 – При работе с композитами часто приходится замечать серый оттенок реставрации. Каждый композит характеризуется различным оптическим поведением, но, обобщая, можно сказать, что при увеличении толщины эмалевого слоя реставрация на самом деле приобретает серый цвет.

Изображение 2 – На изображении представлены три стакана, внутри каждого из них находится еще по одному стакану. На первом снимке хорошо видны оба стаканы. На третьем снимке внутри также есть стакан, но между ними материал, который делает внутренний стакан оптически незаметным. Этот световой эффект возникает при равных показателях преломления и отражения. При разработке реставрационных материалов исследователи стараются добиться такого же эффекта прохождения света, как и в естественном зубе. Показатель преломления показывает, как и в каком направлении свет пройдет через объект. Прохождение света через естественную эмаль очень эффектно, так как он многократно преломляется и отражается. В композитах такое воздействие обычно менее выражено.

Изображение 3 – Получая серую реставрацию, стоматологи могут принять решение воспользоваться более светлой эмалевой массой. Однако при добавлении белого к композитной массе она становится более опаковой. Это не самый подходящий вариант, так как нам нужна прозрачная эмаль, позволяющая видеть цвет дентина и эффекты под эмалевым слоем. Для получения хорошей оптической интеграции мы должны воспроизводить эмалевый слой меньшей толщины, чем естественная эмаль. Это единственный способ сделать два совершенно различных материала похожими. Наиболее часто распространены следующие 4 ошибки.

Ошибка 1 – Использование оттенков шкалы Vita в качестве окончательного ориентира.

Возьмите шкалу оттенков Vita и сравните их с композитами из шприцев с теми же оттенками на этикетках. У меня была возможность общаться со стоматологами со всего мира, и я заметила, что при выборе цвета для прямой реставрации чаще всего используется шкала Vita . Что получается, когда вы подбираете оттенок А3 по шкале Vita , а затем берете шприц А3 из системы композитов, которая имеется у вас в наличии на данный момент? Более чем уверена, что вы совершаете ошибку. (1,2)

Ошибка 2 – Заблуждение, что композиты разных производителей будут выглядеть одинаково.

Композит цвета А3 одного производителя совершенно отличается от композита того же цвета другого производителя. На этом изображении показаны 8 шприцев с указанным на этикетке дентинным оттенком А3. Разные фирмы, одинаковое название и разные свойства. Различные оттенки, насыщенность цвета и опаковость. Невозможно прогнозировать результат, если вы думаете, что все композиты оттенка А3 одинаковы.

Ошибка 3 – Невнимательное отношение к границам полости.

Острые края должны быть сглажены и заполированы. Попытка сделать реставрацию на острых краях, таких как на этом изображении, скорее всего, приведет к эстетической неудаче.

Изображение 7 – Для маскировки границ реставрации следует формировать широкий скос (от 1,5 до 2 мм).

Изображение 8 – Полировку краем можно выполнять абразивными дисками, резиновыми полирами или многолопастными борами.

Ошибка 4 – Игнорирование толщины эмали.

Проблема заключается в следующем: некоторые стоматологи даже не знают, какую толщину эмалевого слоя они создают. Для получения правильного цвета крайне важно воспроизвести точную толщину эмали. На изображении показаны композитные диски с разной толщиной эмали для наглядного изучения поведения композита. Подготовленные диски выполнены из композитов разных производителей. В целом, эффект эмали толщиной 0,3 мм на дентине почти незаметен, а толщина 0,5 мм – самый подходящий выбор, так как при этом дентин несколько перекрывается, но без снижения насыщенности цвета. Толщина эмали 0,7 мм слишком велика и делает реставрацию серой. При использовании 0,9-1 мм эмали дентин маскируется и теряет свой цвет.

Изображение 10 – Ключевым фактором является контролирование толщины эмали. (3,4,5)

Изображение 11 – Для определения идеальной толщины эмали (0,5 мм) мы обычно используем инструмент Misura из набора LM Arte.

Изображение 12 – Обратная сторона полезна при работе в узких областях или в пришеечной зоне, где не проходит кончик зонда.

Изображение 13 – Перелом IV класса. После проведения рентгенологического обследования цвет был выбран на основе индивидуальной шкалы оттенков. (6)

Изображение 14 – Изоляция и препарирование полости.

Изображение 15 – Построение проксимальной и небной стенок. После этого можно наносить и калибровать дентин.

Изображение 16 – С помощью небольшого количества А1 дентина создан эффект гало.

Изображение 17 – Вид после нанесения эмалевого слоя.

Изображение 18 – Картина после регидратации. В некоторых ситуациях результат не совершенен, но в большинстве случаев эстетика реставрации удовлетворяет ожидания врача и пациента.

Изображение 19 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 20 – Для маскировки краев я работала по описанному выше протоколу. Важно использовать индивидуальную шкалу оттенков для выбора цвета реставрации, сформировать скос, провести шлифовку и полировку краев полости и контролировать толщину эмалевого слоя.

Изображение 21 – Перелом IV класса перед реставрацией.

Изображение 22 – При работе с реставрациями передних зубов в каждом клиническом случае необходимо следовать тем же самым протоколом.

Изображение 23 – Перелом IV класса и старая реставрация.

Изображение 24 – Изоляция.

Изображение 25 – Этап полировки.

Изображение 26 – Использование такой же концепции другими докторами (представлен клинический случай доктора Walter Devoto) позволяет получить предсказуемые результаты в повседневной практике.

Заключение

Помните о следующих моментах:

  • Шкала оттенков V ita – это не то же самое, что вы получите на своем материале.
  • Композиты разных производителей имеют разный цвет и опаковость.
  • Края полости должны быть скошены и тщательно очищены.
  • Толщина эмалевого слоя должна быть 0,5 мм или очень близка к этому значению.

Частота проблем с границами реставраций в передних зубах будет значительно уменьшаться без модного оборудования и сложных методов работы.

Перевод выполнен специально для форума Stomatologija . su . Пожалуйста, при копировании материала, не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Белая линия при реставрациях зубов

Отсутствие пор в пломбировочном материале.

6. Отсутствие пор в пломбировочном материале.

7. Отсутствие белых линий, однородность реставрации при ее просвечивании фотополимерной лампой (определяются сразу).

8. Отсутствие тактильного перехода пломбировочного материала на ткани зуба.

9. Симптом щелчка (при пломбировании полостей II, III, IV классов).

10. Соответствие реставрации анатомии восстанавливаемого зуба.

Предотвратить образование пор возможно при выполнении следующих условий:

внесение небольших слоев композиционного материала;

тщательная конденсация каждого слоя;

после внесения порции композита удаление оставшихся частичек материала с инструмента

соблюдение условий хранения материала (при повышении температуры в кабинете выше 24°С материал становится более текучим и неудобен в работе).

Процесс восстановления передних зубов осуществляется по одной из существующих методик, которая подбирается специалистом индивидуально.

Композитный материал фиксируется непосредственно в полость или вначале изготавливается вкладка, которая потом крепится на клеевой состав:

  • Прямая реконструкция предусматривает наложение на подготовленное место пломбировочного состава согласно технологии и правилам использования выбранного материала.
  • Непрямая реставрация предполагает применение вкладок, которые изготавливаются вне ротовой полости пациента в лабораторных условиях. Фиксация осуществляется в повреждённый участок с помощью специального цемента.

Для того чтобы определиться с наиболее подходящим методом реставрации специалист оценивает обширность зоны повреждения, прикус и другие особенности пациента.

Без предварительного осмотра и устранения последствий после кариеса или других видов поражений выбирать метод и материал ни один специалист не станет.

Ошибки, допущенные на подготовительном этапе, негативно сказываются на продолжительности эксплуатации пломб и вставок, поэтому ускорять процесс реставрации не нужно.

Современные стоматологи делают реконструкцию, используя нано гибридные, микронаполненные материалы шестого поколения, которые обладают универсальностью, возможностью подобрать необходимый цвет и оттенок, максимально подходящий природному тону зубов.

К тому же они невероятно прочные, подвержены мизерному проценту стирания, имеют низкую полимеризационную усадку.

После введения обезболивающего препарата начинается собственно процесс восстановления повреждённого участка зуба:

  1. Повреждённые зубы препарируются. Врач удаляет старую реставрацию или высверливает кариозный участок.
  2. Изолирования рабочей зоны от слюны и дыхания пациента. Влага оказывает негативное действие на полимерные материалы и пломбы, поэтому важно максимально ограничить контакт раствора с влажной средой. В этих целях устанавливается латексная пластина – коффердам. Игнорирование данного пункта приводит к нарушению технологии, что вызывает повторное развитие кариеса и снижает срок эксплуатации вставок.
  3. При отсутствии зуба в костную ткань устанавливается имплант. Для передних зубов выбирают стекловолоконный материал.
  4. Завершаются работы обработкой поверхности бором для моделирования финальной формы.
  5. В последнюю очередь проводится полировка и шлифовка зубного ряда.

Если по каким-либо причинам возможность восстановить повреждённый зуб с помощью пломбировочного материала отсутствует, можно подобрать другой более приемлемый вариант.

Виниры, люминиры

Виниры или люминиры являются альтернативным методом реставрации фронтальной зоны.

Материал рекомендован к установке при неровном цвете эмали, имеющихся смещениях, повышенной стираемости, увеличенных щелях и наличии сколов.

Накладки изготавливаются из керамики или композитных светоотражающих материалов.

Процесс установки виниров предусматривает обточку зубной эмали, чтобы толщина зуба после реставрации не была слишком большой. Слепок, сделанный после обточки, помогает в точности повторить имеющиеся рельефы на рабочей поверхности.

Это способствует плотному прилеганию вставки, что увеличивает период эксплуатации. Вся процедура по восстановлению занимает немного дольше времени, нежели использование пломбировочного материала.

Это вызвано необходимостью изготовления накладки по индивидуальному слепку. Уложиться в 2-3 посещения врача вполне реально.

Срок службы виниров составляет в среднем 7-10 лет, сверхтонкие люминиры прослужат ещё дольше – до 20 лет.

Коронки

В особо сложных случаях специалисты прибегают к традиционным методам реставрации, например, установка коронки.

Данный вариант показан при сильном смещении зуба или его сильного разрушения.

В процессе работы используются следующие материалы:

  • фарфор;
  • металлокерамика;
  • диоксид циркония;
  • оксид алюминия.

Для установки коронок применяют обтачку соседних зубов по ряду. Возникает вопрос также об удалении зубных нервов, которые могут вызвать воспаление (пульпит) уже после фиксации коронки.

В случае сильного разрушения зуба проводится его восстановление с применением пломбировочного материала. Если он полностью отсутствует, то предварительно вживляют в костную ткань имплант.

Период изготовления коронки по индивидуальным параметрам занимает некоторое время, поэтому пациенту предлагается установка пластмассовой коронки.

Продолжительность процедуры реставрации составляет несколько недель (3-5 визитов к врачу). В зависимости от используемого материала определяется срок ношения вставки, дольше остальных прослужат коронки из диоксида циркония (более 20 лет).

Определяясь с видом материала и методикой реставрации, стоит учесть, что вложенные средства оправдываются эстетическими показателями и продолжительной эксплуатацией. Поэтому экономия в данном вопросе должна быть разумной и оправданной.

препарировании кариозной полости;

восстановлении дефекта твердых тканей;

окончательной обработке реставрации.

недостаточное раскрытие эмали зуба.

неполная некротомия.

ошибки при формировании полости. Этап формирования полости необходимо проводить одновременно с проверкой окклюзионных контактов (край полости не должен попадать на границу окклюзионного контакта);

неграмотное скашивание и сглаживание эмали.

препарировании фронтальной группы зубов:

скос должен быть не менее 2 мм;

с нечеткими контурами (лучше волнистыми);

глубокий у основания полости (на всю толщину эмали).

при использовании изолирующего прокладочного материала (СИЦ);

на этапе внесения адгезивной системы;

при работе с композиционными материалами.

пересушивание дентина (при удалении избытков влаги используйте поролоновые губки, при случайном пересушивании применяйте увлажнитель и десенситайзер поверхности дентина).

Не вносите адгезив с избытком — в образовавшихся затеках остается недополимеризованная смола, а точнее, остаточный мономер, который может раздражающе воздействовать на пульпу зуба и слизистую полости рта.

Не рекомендуется слишком интенсивное раздувание (полученный гибридный слой будет истонченным и неполноценным).

Светоотверждение 10 с.

отсутствие равномерных окклюзионных контактов;

отсутствие «сухого» блеска ;

изменение цвета пломбы может быть связано с некачественно выполненным этапом полирования и шлифования, а также с неполной реакцией полимеризации после пломбирования

перелом реставрации

Какие материалы используются?

Классификация современных материалов, которыми реставрируют передние зубы, отличается следующими признаками:

  • размером наполнителя;
  • способом отверждения;
  • консистенцией;
  • назначением.

Для прямого восстановления фронтальных зубов используют в основном светоотвердевающие композиты и амальгаму.

При непрямом методе выбор больше: керамика, полимерные светоотражающие материалы, металлокерамика, диоксид циркония, оксид алюминия. Коронки традиционно выполняются из драгоценных металлов и металлокерамики.

Подготовка

Для получения качественного результата нужно тщательно подготовить ротовую полость к процедуре реставрации.

Данный этап включает следующие действия:

  • обработку зубных рядов полировочной пастой (выполняется специальными нейлоновыми щёточками);
  • подбор по цветовой гамме пломбировочного материала;
  • введение обезболивающего препарата (чаще используют ультракаин или мепивакаин).

При необходимости подготовительный этап включает лечение. Ни один специалист не возьмётся за восстановление повреждений без предварительного устранения проблем по части стоматологии.

15 с по времени кондиционировать неизмененный дентин зуба;

20-25 с — склерозированный (некариозные поражения, склерозированный дентин на дне полости);

15 с — дентин депульпированного зуба;

20-25 с — дентин в депульпированных зубах, пролеченных резорцин-формалиновым методом.

Преимущества и недостатки

Реставрация передних зубов
Прямой методНепрямой метод
ПреимуществаНедостаткиПреимуществаНедостатки
Быстрота выполнения работы (1-3 ч).Срок эксплуатации пломб зависит от соблюдения технологии при установке и качества выполнения (10-15 лет).Прочность полимерного материала, возможность подобрать нужный тон.Дороговизна процедуры и материалов.
Высокое качество при использовании светоотверждаемых материаловУспех прямой реставрации во многом зависит от профессионализма стоматолога.Эффективность реставрационных работ.Для изготовления вкладки требуется время, а значит одним визитом к врачу не обойтись.
Доступная стоимость услуги и материалов (за один визит удастся восстановить несколько зубов).После реставрации следует более тщательно проводить гигиенические процедуры с применением специальных средств и щётки.Минимизация полимеризационного стресса (как следствие усадки).При установке виниров спиливают небольшой слой эмали, это чревато восстановительным лечением после снятия пластинок.
Коррекция отдельных зубов или зубного ряда.Периодически нужно полировать зубы для сохранения блеска.При должном уходе виниры сохраняют целостность не менее 10 лет.Вкладки и виниры требуют бережного обращения и ухода, иначе вставки могут отклеиться и даже разрушиться.
Максимальное сохранение тканей.Под воздействием времени и других факторов цвет зубов меняется, а полимер остаётся прежнего оттенка, разница между природной и искусственной поверхностью зуба станет заметной.Вкладки и виниры предотвращают дальнейшее разрушение тканей.Реставрация представляет сложный вид работы, выполнить которую сможет качественно только профессионал. Небрежность или ошибки в при установке сокращают срок службы зубных вставок.
Возможность устранить дефект, который возник в результате разрушения большей части зуба.При восстановлении зуба непрямым методом пациент не ощущает дискомфорта.

Реставрация некариозных поражений фронтальных зубов

Восстановления требуют и зубы, имеющие некариозные признаки повреждения:

  • гипоплазия/гиперплазия эмали;
  • эндемический флюороз;
  • различные аномалии;
  • наследственный фактор;
  • поражения, возникшие в результате прорезывания (травма, эрозия, дефекты поверхности и расположения и др.).

При выборе методики реставрации учитываются важные моменты:

  • целостность зубной ткани;
  • обширность очага;
  • интенсивность распада тканей;
  • аллергическая реакция пациента материалы и препараты.

Ещё лет 15 назад дефект зубов при некариозном поражении решался установкой коронок. Сейчас можно использовать как пломбировочный материал, так и композитный светоотражающий. При небольшой кривизне носить брекеты теперь необязательно, устранить проблему можно другими способами.

Стоит отметить, что все эстетические процедуры выполняются только после окончания лечения острой или хронической формы стоматологических заболеваний.

Критерии качества реставраций:

1. Отсутствие послеоперационной чувствительности.

2. Наличие равномерных оклюзионных контактов на реставрации, на тканях возобновленного и рядом стоящих зубов.

3. Отсутствие белой линии по краю реставрации.

4. Соответствие цвета реставрации возобновленному зубу (определяется через 2-3 дня).

5. Наличие «сухого» блеска реставрации (определяется сразу).

Отсутствие белой линии по краю реставрации.

«Белая линия» по краю реставрации может быть вызвана следующими причинами:

препарирование скоса на эмали грубодисперсным алмазным бором;

погрешности при внесении адгезивной системы. Адгезив после нанесения на эмаль необходимо хорошо распределить воздухом, пока не пройдут «волны» и не образуется тонкая пленка;

1. «Чувствительные» от природы зубы содержат:

большее количество дентинных канальцев на единицу площади;

имеют дентинные канальцы большого диаметра.

2. Важную роль играет состав слюны:

отличие качественного состава: слюна не способна образовывать пелликулу;

слюны может оказаться недостаточно по количеству (например, при ксеростомии).

Как осуществляется прямая реставрация

Большинство пациентов хочет улучшить эстетику улыбки «здесь и сейчас». Именно поэтому популярностью в нашей клинике пользуется прямая реставрация. Она проводится при помощи композиционных материалов последнего поколения. Они обладают физическими и оптическими свойствами, присущими натуральной эмали.

Реставрация начинается с очищения поверхности зуба от налета и отложений. Затем если это необходимо доктор удаляет старую пломбу или снимает незначительное количество эмали. Далее на фронтальную поверхность зуба послойно наносят композит и отверждают его при помощи специальной лампы. Тонкая градация оттенков позволяет специалисту подобрать тон, который идеально вам подойдет.

  • использование световых материалов последнего поколения c хамелион-эффектом
  • учет пожеланий пациента относительно будующей формы зуба
  • демонстрация похожих случаев, сравнение результатов до и после

Запись на прием

Врачи стоматологической клиники «Белая линия» являются профессионалами в сфере эстетической стоматологии и косметической реставрации зубов. Доктор проведет осмотр, проконсультирует Вас и определит, способна ли процедура решить имеющуюся проблему. Также, мы готовы предложить пациентам альтернативные методы восстановления эстетики – наша клиника обладает широким арсеналом лечебных методов. Записаться на прием вы можете уже сегодня любым удобным способом: по телефону или через сайт.

Реставрация жевательных зубов. Оптимальное решение.

Одной из самых частых процедур, ежедневно выполняемых стоматологом, является лечение кариеса жевательного зуба. Зачастую реставрация зубов жевательной группы воспринимается как рутинная процедура и подбор материалов для работы проводится специалистом не так тщательно и скрупулезно, как для реставрации передних зубов. Однако неправильно подобранный для работы композит может причинить массу неудобств как врачу, так и пациенту.

Безусловно, на выбор материала для реставрации жевательного зуба влияет огромное количество факторов. Это прочность композита, удобство работы с ним, предсказуемость результата, его износостойкость и эстетичность.

К сожалению, классические композиты при реставрации полостей с высоким С-фактором (полости 1, 2, 5-го классов по Блэку) довольно часто способствуют возникновению постоперационных осложнений, среди которых нарушение краевого прилегания, повышение чувствительности зуба, трещина и фрактура его коронковой части, белая линия на границе реставрация — зуб. Одной из главных причин подобных проблем является усадка материала в процессе полимеризации. Для предотвращения осложнений доктору приходится работать малыми порциями композита (не более 2 мм толщиной), не использовать для закрытия всего дна полости большое количество материала сразу, а разделять его на несколько небольших порций, чтобы предотвратить явление полимеризационного стресса. На сегодняшний день существуют материалы, которые за счет своей эластичности компенсируют полимеризационный стресс и при этом обладают высокой прочностью и эстетикой для реставрации зубов жевательной группы. Лидирующее положение среди подобных композитов занимает Filtek Bulk Fill Posterior (3M).

Помимо того, что данный материал препятствует возникновению полимеризационного стресса и постоперационных осложнений, он также является прочным (не требует перекрытия другим композитом) и эстетичным. Он сокращает время, затрачиваемое на реставрацию, так как может быть внесен в полость 1 класса слоем толщиной до 4 мм и полностью полимеризован в течение 20 секунд (при мощности полимеризационной лампы 1000-1200 мВт/см2).

Клинический случай Пациентка обратилась в клинику с жалобами на неудобство при жевании,
наличие шероховатой поверхности пломбы в зубе 4.6 и застревание пищи. При осмотре выявлена неудовлетворительная реставрация зуба 4.6 (рис. 1) с многочисленными участками сколов материала и нарушенным краевым прилеганием к зубу, что повлекло за собой развитие вторичного кариеса. Одним из лучших решений для устранения данной проблемы является прямая реставрация зуба композитным материалом. После проведения анестезии и определения оттенка зуба 4.6 (оттенок А2) проведена изоляция зубов с помощью латексной завесы (рис. 2), что обеспечило чистоту и сухость операционного поля, сделало адгезивные процедуры более предсказуемыми.

Для фиксации латексного платка использован универсальный кламмер — SoftClamp (Kerr). Он позволил не только надежно удержать платок на месте, но и предупредить травмирование десны вокруг зуба (рис. 3). Старая реставрация удалена из зуба шаровидным бором с величиной алмазного зерна 120 мкм (рис. 4), следующим шагом при помощи универсального твердосплавного бора удален кариозный дентин. Завершающим этапом препарирования стали обработка эмалевых стенок полости с помощью бора с желтой маркировкой и размером алмазного зерна 25 мкм (рис. 5) и их полирование резиновой головкой до гладкости (рис. 6).

При подобном подходе к препарированию полости результат реставрации более предсказуем, так как удаление эмалевых призм, не имеющих поддержки и находящихся по краю полости, позволяет качественно адаптировать композитный материал к зубу и добиться превосходного краевого прилегания реставрации. Одним из современных и перспективных направлений в стоматологии является минимальная инвазия и сохранение всех здоровых тканей зуба.

Придерживаясь принципов этого направления, стоматолог должен руководствоваться максимально возможным сохранением жизнеспособных тканей зуба. Именно поэтому дизайн отпрепарированной полости (рис. 7) не включает в себя пигментированные фиссуры и скосы эмали.

После окончательной подготовки полости приступаем к адгезивному протоколу (рис. 8—12). Для достижения оптимального уровня адгезии рекомендуется проводить все процедуры согласно инструкции производителя адгезивной системы. Первоначально гель ортофосфорной кислоты Scotchbond Universal (3M) нанесен на 15 секунд на эмаль зуба. По прошествии этого времени гель нанесен на дентин (экспозиция 15 секунд) и смыт водой в течение 30 секунд, после чего полость слегка подсушена.

Перед нанесением адгезива проведена аппликация 2%-ного водного раствора хлоргексидина в течение одной минуты. Данная процедура используется для инактивации матриксных металлопротеиназ, которые активируются на дентине после его протравливания и отрицательно влияют на гибридный слой. По прошествии минуты оставшийся в полости раствор хлоргексидина раздувается воздухом, и полость слегка подсушивается до того момента, когда эмаль приобретет меловидный оттенок, а дентин останется слегка влажным (похожим на смоченный водой песок). Капля адгезива Adper Single Bond 2 (3M) вносится в полость и распределяется с помощью аппликатора в течение 20 секунд, после чего подсушивается воздухом. После этого процедура нанесения адгезива выполняется повторно. Затем адгезив раздувается и высушивается до полного испарения растворителя — критерием успеха является отсутствие волн на поверхности зуба при воздействии потока воздуха. После этого проводится его полимеризация в течение 10 секунд. Этот протокол дает возможность быстро и предсказуемо получить высокий уровень адгезии и сохранить результат на долгое время. По данным ряда авторов, непосредственно после полимеризации адгезива гибридный слой нуждается в дополнительной защите, так как жидкость в дентинных канальцах продолжает свое движение и способна деформировать гибридный слой.

Поэтому рекомендуется провести немедленное нанесение жидкотекучего композита на область дентина для стабилизации гибридного слоя. В данном клиническом случае для этой цели использован низкомодульный композит Filtek Ultimate Flowable (3M). Материал нанесен в полость до дентинно-эмалевой границы из канюли слоем около 0,5 мм (рис. 13) и полимеризован в течение 20 секунд. Этот этап не только позволил стабилизировать гибридный слой, но и улучшил последующую адаптацию композита в полости. Для реставрации кариозной полости выбран Filtek Bulk Fill Posterior (3M) оттенка А2 (рис. 14). Материал внесен в полость большой порцией, адаптирован ко дну и стенкам с помощью шаровидного штопфера большого размера.

После чего при помощи инструмента LM-Arte Fissura воссоздана анатомия окклюзионной поверхности, а затем проведена полимеризация материала на всю глубину в течение 20 секунд (рис. 15—16). Для индивидуализации реставрации использован краситель IPS Empress Direct Color (brown), нанесение которого также проводилось инструментом LM-Arte Fissura.

По окончании реставрации проведены ее окклюзионная адаптация и полирование системой спиральных дисков Sof-Lex (3M) (рис. 17—18). Преимущества данной системы — быстрый и удобный протокол (использование всего двух инструментов для шлифования и полирования до сухого блеска) и возможность, в том числе, отполировать труднодоступные участки реставрации, например фиссуры, за счет уникальной формы рабочих частей дисков.

Окончательный вид реставрации зуба 4.6 представлен на рис. 19 и 20. Использование Filtek Bulk Fill Posterior (3M) и полировочной системы из спиральных дисков Sof-Lex (3M) позволяет добиться предсказуемого, эстетичного и долговечного результата работы. При этом можно не только избежать развития постоперационных осложнений, но и сократить время приема пациента. Это прекрасное решение для современных стоматологов, которые любят качество и ценят время — свое и пациентов.

Реставрация зубов

Реставрация зубов подразумевает их функциональную реконструкцию, изменяющую и даже улучшающую прежнюю форму, внешний вид. В случае исправления эстетической составляющей, наиболее уместно будет называть процедуру художественной коррекцией. Современными технологиями можно также выровнять зубы, их расположение во рту.

Чтобы ряд фронтальных зубов выглядел до и после лечения однородным по цвету, форме и другим показателям, стоматологи используют композитные материалы, по своему составу и качеству превосходящие пломбировочный материал.

В каких случаях показана данная манипуляция

К врачу следует обратиться если:

  • требуется корректировка формы, размеров, цвета и других проблем, например, когда зуб откололся;
  • возникли нарушения положения, а также кривизна одной или нескольких зубных единиц в ряду.
  • необходимо устранение последствий лечения кариеса.
  • имеется неестественная пигментная окраска или потемнение.
  • Перед началом лечебных мероприятий следует обязательно учесть противопоказания: аллергические процессы, бруксизм, некоторые нарушения прикуса и т.д.

    Какие применяются коррекционные методы

    Решение вопросов начинается с этапа диагностики. Врач обязательно учитывает возраст, состояние здоровья, наличие хронических, особенно обменных и эндокринных патологий. В нашем медцентре применяется прямая и непрямая реставрация зуба.

    Прямая реставрация

    Для этой процедуры посетить доктора достаточно всего один раз. Чтобы реконструировать зуб, в частности его коронковый отдел, потребуется композитный метод. Он реализуется при помощи фотополимерных материалов. Они затвердевают на свету и отлично подходят для косметических целей.

    Как правило, при прямой реставрации используются:

    • Композитные компоненты, наносящиеся на эмаль посредством адгезива – клеящего состава.
    • Компомеры – вещества, выделяющие фтористые соединения, способствующие укреплению эмалевой поверхности.
    • Гелиокомпозиты и нанокомпозиты – комплексы, дающие возможность подбора цветовой гаммы и имеющие естественные световодные качества, с полной имитацией оптических свойств.

    Клиенты интересуются вопросом, как долго будет сохраняться эффект восстановления передних зубов. Сроки длительности службы работы индивидуальны, в среднем составляя 5 лет.

    Они зависят от:

    • степени мастерства врача;
    • того, как пациент ухаживает за полостью рта;
    • характера питания (растительная диета способствует более длительному сохранению).

    Кроме композитных методов при значительных дефектах зубной ткани, особенно при реставрации нижних зубов используются вкладки и штифты (анкерные, из стекловолокна, титановые, серебряные). На их основе формируется конструкция нового коренного зуба. Для длительной службы штифтовых моделей предварительно обрабатывается корневой канал. Затем штифт закрепляется в корне при помощи надежных адгезивных компонентов. На готовую опору послойно накладываются материалы композита. После отвердения проводится обработка поверхности стоматологическими борами, шлифовка и полировка.

    Техника непрямой реставрации зубов

    Данный метод основывается на протезировании. С его помощью можно восстанавливать как передние, так и жевательные зубы.

    Задача достигается установлением:

  • виниров (пластинок для коррекции и восстановления эмали зубов);
  • коронок;
  • мостовидных систем.
  • Виниры наиболее часто применяют для реставрации передних зубов. Пластинками устранить имеющийся дефект проще, чем материалами с композитами. При помощи специальных способов можно добиться и реставрации кривых зубов.

    Для этого вида лечения стоматолог:

    • подбирает цветовую гамму;
    • осуществляет местную анестезию;
    • обрабатывает зубные ткани, стачивая от 0,5, до 1,5 мм;
    • снимает слепки;
    • устанавливает временные защитные пластинчатые элементы;
    • передает слепки в зубопротезную лабораторию, где по ним изготавливают постоянную накладку;
    • фиксирует винир на поверхности зуба.

    В клинике «Линия Улыбки» имеется возможность также сделать керамическую реставрацию зубов. Узнать сколько стоят используемые материалы и цены на все виды терапии можно как на сайте, так и по телефону. Стоимость процедур индивидуальная, зависит от применяемых материалов, возраста клиента, других нюансов.
    Возникла необходимость реставрации зуба? Запишитесь к нам на прием любым удобным способом!

    Выбор материалов для реставрации режущего края с учетом возраста пациента

      6 мая 2009 4072

    Восстанавливать зубы, принимая во внимание высокие эстетические стандарты, стало сегодня обычным делом и практически любая пломба может рассматриваться как «эстетическая реставрация». Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей.

    Это может происходить по многим причинам. К ним можно отнести: несоответствие оттенков стандартной шкалы расцветки и выбранного материала, неправильная методика восстановления, запутанная маркировка искусственных эмалей, или, наконец, просто нестандартное освещение в кабинете. Кроме того, слишком широкий ассортимент композитов всегда ведет к усложнению методик работы, а значит увеличивается риск ошибки. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных отверстий, при прямых облицовках и даже при полных реставрациях. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности. Особое место занимает умение комбинировать прозрачные оттенки и моделировать естественный режущий край. Именно он обеспечивает гармоничное восприятие любой реставрации и улыбки в целом.

    Так как естественный режущий край может выглядеть совершенно по-разному, стоматолог должен уметь прогнозировать результат при выборе той или иной методики восстановления. Здесь необходимо учитывать разные факторы. Например, возраст, тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.

    Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняется, а также меняется и уровень прозрачности видимой части зуба. Схематично это может выглядеть так (рис. 1.1, 1.2, 1.3).

    У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю (рис. 2).

    Реставрация зубов молодого пациента всегда не простое, но интересное занятие. Здесь важно представлять трехмерную структуру всех слоев зубных тканей и уметь прогнозировать, как будет выглядеть работа после сочетания композитных слоев разной прозрачности.

    Стандартная схема получения режущего края молодых зубов включает два после довательных этапа. Сперва моделирование необходимого рельефа в искусственном дентине (как на режущем крае, так и на вестибулярной пластине), а затем облицовка внутренней структуры прозрачным материалом. При пименении данной методики необходимо учитывать, что визуальное восприятие режущего края будет напрямую зависеть от свойств выбранной эмали, от уровня ее светопроницаемости. Неточность воспроизведения общего цвета зуба и его прозрачности здесь может быть связана с запутанной маркировкой эмалевых композитов. Довольно трудно сориентироваться при выборе материала для режущего края, особенно если смотреть только на надписи на шприцах. «Молочная», «Иней», «Опаловая», «Универсальная» – все это названия эмалевых масс.

    Каждый врач может представлять их совершенно по-разному. Кроме того массы с высокой степенью прозрачности могут называться эмалями, материалами для режущего края, или просто прозрачными композитами – это тоже создает трудности для выбора. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в их многообразии необходимо следовать простому совету: сначала узнай настоящие цветовые свойства композита в шприце, и только потом подбирай необходимую эмаль для пациента.

    Так как искусственная эмаль характеризуется более высокой степенью прозрачности, стоматолог должен понимать разницу между прозрачностью и полупрозрачностью (светопроницаемостью).

    Прозрачность – это свойство материала пропускать свет, не отражая его или отражая его очень незначительно (в английском языке этот термин пишется как – Тransparent). Прозрачные материалы не задерживают свет, и он проходит насквозь. Сквозь них видны предметы, расположенные за ними. Они не оказывают сильного влияния на формирование общего цвета, зато слои, лежащие за ними, наоборот могут отражать свет и являются цветообразующим (мы знаем, что цвет формируется отраженным светом). Если же свет не отражается, значит материал будет восприниматься, как темный. Такой эффект мы видим у молодых пациентов в прозрачном режущем крае. Свет, пройдя сквозь эмаль, теряется в глубине полости рта, и режущий край выглядит темным. Мы говорим, что просвечивает темный фон. В другом случае свет, пройдя сквозь эмалевый слой, может отразиться от подлежащих, менее прозрачных слоев зуба. Такой эффект проявляется при просвечивании дентин-ных мамелонов на фоне прозрачного режущего края (рис. 3). Материалы с высокой светопроницаемостью в чистом виде используются редко. В основном они комбинируются с другими эмалевыми материалами, обладающими эффектом полупрозрачности.

    Полупрозрачность (частичная светопроницаемость) – это свойство материалов пропускать свет, частично его отражая и поглощая его небольшую часть (в английской литературе этот термин пишется как – Translucent). Такие материалы выглядят слегка мутными, матовыми, но свет они пропускают хорошо. Многие материалы для режущего края обладают полупрозрачностью. Они по-разному могут проявлять себя на темном фоне, так как они все же слегка отражают свет. Чем больше он отражается, тем более поверхность кажется светлой. Такой же эффект проявляется в пересушенной эмали. Она кажется светлее, так как после испарения воды потеряла прозрачность, а значит будет больше отражать света. Этот эффект начинает проявляться уже через несколько минут после начала испарения влаги. Работая с композитами также нельзя забывать,что увеличение отражения света, делает реставрацию светлее. При нанесении малопрозрачной эмали в качестве поверхностного слоя, реставрация будет приобретать матовый, неестественный вид, здесь будет проявляться эффект «матовой лампочки», когда подлежащие слои просто не видны.

    Для успешной клинической работы нужен набор материалов с разной степенью прозрачности. Нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым, а добиваться успеха можно комбинируя их. Вот тот оптимальный список прозрачных и полупрозрачных материалов, который, на наш взгляд, необходим для создания естественного режущего края при реставрации. Нам необходимы:

    – Материал с максимальной степенью прозрачности

    – Опаловый материал со средней прозрачностью

    – Опаловый материал с малой прозрачностью

    – Светлая опаловая эмаль для отбеленных зубов

    – Среднепрозрачные эмали с желтым, розовым и может быть с голубым оттенком

    Материалы с такими характеристиками могут входить в наборы, но маркировка шприцов может у разных компаний отличаться. Для наглядности и для понимания того, как анализировать прозрачность искусственных эмалей, в данной статье представлена методика анализа линейки эмалевых масс нового универсального нано-композита компании Sсhutz-Dental Group – NanoPaq. Виды этих эмалей хорошо вписываются в данную классификацию материалов для режущего края. Они были специально разработаны для упрощения подбора прозрачности при имитации естественных зубов. Для анализа светопроницаемости данного материала из него были сделаны тонкие пластинки толщиной 0,3 мм. Затем они были помещены на белый и на темный фон (рис. 4).

    Можно хорошо видеть, как темный фон заставляет проявлять эмалевые материалы себя по-особому. Первый диск – это максимально возможная прозрачность композитного материала. Он используется для режущего края и называется – прозрачный режущий край (Incisal Transpаrеnt, InTr), второй – это материал со средней степенью светопроницаемости, он наиболее часто применяется и поэтому называется – универсальный (Incisal Universal, InU), дальше идет светлая, матовая эмаль – Incisal White (InW), затем белая эмаль для отбеленных зубов – Incisal Bleach (InBl). Далее можно увидеть опаловые эмали со слабонасыщенным цветом для индивидуальных работ: с желтым оттенком (Incisal Yellow, InY) и эмаль с легким розовым оттенком (Incisal Red, InR). Для облегчения выбора эмалевого материала есть специальная расцветка, изготовленная из того же материала – NanoPaq (рис. 5).

    Это исключает риск несоответствия цвета: Материал – Расцветка. Цветовые шаблоны расцветки имеют форму клина, чтобы можно было видеть оттенок эмали в зависимости от толщины слоя. В этой расцветке прозрачность от Insisal Transporеnt к Incisle Bleach уменьшается, а опаловость увеличивается. Это необходимо учитывать при моделировании. Теперь мы знаем, что находится в шприцах, и можем выбрать именно то, что нам необходимо для конкретной реставрации. Таким же образом желательно проанализировать любой материал, с которым вы работаете, иначе результат будет не прогнозируемым. Тонкие пластины композита необходимо изучать обязательно на темном фоне, имитируя ситуацию во рту. После этого материал желательно классифицировать с точки зрения его степени прозрачности и опаловости.

    При использовании эмалей с различным уровнем светопроницаемости для стандартных методик реставраций (то есть в виде тонкого, заключительного слоя на режущем крае и вестибулярной поверхности) необходимо представлять, как данная эмаль может повлиять на общий вид реставрации. Для анализа этого влияния были изготовлены стандартные дентинные заготовки с мамелонами (цвет А3) (рис. 6), которые затем облицовывались эмалями из набора NanoPaq с разной степенью прозрачности. В такой же последовательности, как и в расцветке (рис. 7). Здесь можно четко видеть, как визуально проявляет себя та или иная эмаль на темном или светлом фоне.

    Любой высокопрозрачный материал (здесь – Insisаl Transporent) дает слишком светопроницаемый режущий край. Такой в жизни встречается редко. Кроме того, при моделировании режущего края из такого материала надо всегда учитывать тип улыбки, если улыбка закрытая (губа прикрывает верхние зубы), надо быть весьма осторожным. В такой клинической ситуации возможен эффект, когда очень прозрачный режущий край визуально пропадает и создает иллюзию беззубого рта. При использовании материала средней прозрачности – (Incisal Universal) все эти эффекты выражены в гораздо меньшей форме, его меньшая светопроницаемость, как бы все сглаживает, делает переходы более плавными. Именно поэтому этот материал применяется гораздо чаще. Хороший эстетический эффект дает его комбинация с прозрачным материалом.

    При использовании материалов с выраженными опаловыми свойствами, например, Incisal White или Incisal Bleach, необходимо помнить об эффекте «матовой лампочки» и использовать эти эмали в виде тонких поверхностных слоев только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Если в ваш стандартный набор материалов включены только такие опаловые массы, а необходимости в такой эмали нет, можно нанести ее с внутренней, оральной стороны, а на режущий край нанести обычную дентинную массу. В сумме слоев режущий край будет более прозрачным, но общий цвет реставрации не изменится.

    Все эмали обладают в той или иной мере прозрачностью. А это значит, что моделирование мамелонов в дентине необходимо делать осознанно. Здесь нет стандартной схемы. Нужно внимательно проанализировать внутреннюю структуру соседних зубов, прежде чем начинать реставрацию. Кроме того, на примере прозрачного материла и разных дентинных заготовок можно увидеть, как особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выражены темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами, более плавный (рис. 8.1 и рис. 8.2).

    Все это напрямую связано с прозрачностью и отражением света. Правильно наложенная на режущий край эмаль поможет также добиться и так называемого Halo-эффекта (эффект венца или нимба). Он визуально проявляется у молодых пациентов по режущему краю в виде тонкой белой линии (рис. 2 и 3). При имитации, он воспроизводится не красками, а правильной моделировкой, которая помогает концентрироваться отраженному свету на самом краешке режущего края (рис. 9). Для воспроизведения естественного режущего края для большинства прямых реставраций, достаточно пользоваться комбинацией прозрачной (Incisal Transpаrеnt, InTr) и среднепрозрачной эмали (Incisal Universal, InU). Это тот необходимый минимум, который нужен в арсенале врача для нормальной работы. Для более творческой, индивидуальной моделировки ассортимент эмалей должен быть расширен до вышеперечисленного комплекта. Тогда доктор сможет успешно применить одну из базовых техник восстановления или попытаться их комбинировать. При моделировании режущего края обычно применяются следующие техники:

    – Моделировка латеральными сегментами

    Послойное нанесение применяется чаще, так как оно копирует естественное строение зуба. Здесь необходимо моделировать слоями и чтобы между слоями была четкая граница. Только тогда режущий край будет естественным и живым. Комбинируя толщину слоев искусственной эмали, мы можем управлять общей прозрачностью и создавать индивидуальные реставрационные работы. Эта техника восстановления применяется чаще у молодых пациентов. У них режущий край обычно весьма прозрачный, а внутренние структуры четко видны. В таких работах доля прозрачного композита при моделировании может быть увеличена. Кроме того, прозрачная эмаль незаменима когда надо акцентировать разделение между мамелонами на вестибулярной поверхности зуба. Прозрачная эмаль не меняет цвет зуба, поэтому с помощью нее можно корректировать форму реставрации, она делает зуб объемным. Техника послойного нанесения может использоваться и для пожилых пациентов. У людей в возрасте эмаль по режущему краю обычно стирается, оголяя пористые участки дентина. Он прокрашивается и дает в центре режущего края достаточно интенсивный глубокий цвет. Далеко не всегда этот эффект надо имитировать при реставрации. Но учитывать его при моделировании режущего края можно, хотя и в менее выраженной форме. Для этого удобно комбинировать прозрачную и желтую эмаль. Возьмем стандартную заготовку, имитирующую структуру дентина (рис. 10.1). Прозрачная InTr кладется первым слоем с валиками-утолщениями на апроксимальных поверхностях (рис. 10.2). Затем в центр режущего края наносится тонкий слой желтой опаловой эмали InY. После обработки режущий край выглядит естественно, хотя и не имеет выраженной прозрачности по самому краю (рис. 10.3).

    Особый интерес представляет собой вариант моделирования режущего края латеральными сегментами разных эмалевых масс. Эта методика давно и успешно используется в зуботехнической лаборатории, но врачи, как правило, ее применяют редко. Хотя при работе с композитным материалом ее легче использовать, чем в керамике. Принцип этой техники простой: режущий край покрывается вертикальными сегментами эмалевого материала разной прозрачности и разных цветовых оттенков. Эти сегменты располагаются плотно друг к другу, под разными углами наклона, как бы наползая друг на друга. Чем больше угол, тем визуально будет более плавным переход цвета и прозрачности будет от сегмента к сегменту. Если же они расположены друг к другу под углом в 90 градусов, стык может смотреться как тонкая трещина на режущем крае. Этот эффект будет выражен сильнее, если прозрачность сегментов сильно отличается. Подбор разных видов эмалей и моделирование сегментов – работа творческая, но необходимо помнить о некоторых общих важных принципах. Во-первых, при использовании данной методики желательно, чтобы соблюдался принцип симметрии расположения сегментов по отношению к вертикальной оси зуба. Хотя иногда можно и отступить от этого принципа. Во-вторых, для естественного восприятия режущего края латеральные границы сегментов должны быть по возможности вертикальными и не иметь выраженного наклона к центральной оси коронки зуба. Техника латеральной сегментации может применяться как у молодого, так и у пожилого пациента.

    У молодого пациента эта методика работы идет в определенной последовательности. В дентине моделируются ма-мелоны (рис. 11.1). Затем пространство между ними заполняется прозрачной массой, которая выравнивает поверхность (рис. 11.2). Затем по бокам наносятся прозрачные латеральные сегменты, они должны моделироваться слегка длиннее, чем мамелоны дентина (рис. 11.3). После этого вплотную к этим сегментам выкладываются еще тонкие полоски, но уже из белой опаловой эмали (рис. 11.4). Потом снова прозрачные (рис. 11.5) и, в заключение, в центре моделируется тонкий сегмент из опалового желтого материала (рис. 11.6). После выкладывания всех сегментов зуб облицовывается тонким слоем прозрачной или универсальной эмали (рис. 11.7) и после этого обрабатывается. После полировки режущий край выглядит достаточно живо и естественно, а сегменты явно не выделяются (рис. 11.8).

    При работе техникой латеральной сегментации иногда можно использовать и несимметричные сегменты, которые будут отличаться по прозрачности. Они не должны быть широкими и их не должно быть очень много. Один из таких примеров (рис. 12). Здесь один латеральный сегмент сделан белой эмалью, а второй – прозрачной. Для общей облицовки выбрана универсальная эмаль.

    Латеральная сегментация отлично подходит для моделирования режущего края у пациентов зрелого возраста, но есть одна особенность при моделировании, о которой нельзя забывать. Тонус мышц губ с возрастом снижается, и верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть. При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Об этом эффекте уже ранее упоминалось. Кроме того, удлинение режущего края не может быть сделано без анализа артикуляционных движений нижней челюсти, а эти движения часто не позволяют избирательно удлинять зубы. В противном случае реставрация будет скалываться. Несмотря на отсутствие выраженной прозрачности, режущий край у таких пациентов должен смотреться красиво и естественно. В этом случае на помощь и приходит латеральная сегментация. С помощью этой техники можно легко добиться отличного вида зубов немолодых пациентов. При моделировке таких зубов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их явно выраженными. На режущем крае они стираются, а на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо. Дальше мы подбираем необходимые эмали и с учетом вышеописанной техники выкладываем их латеральными сегментами. Потом зуб обрабатывается и полируется. Такая реставрация будет смотреться очень естественно.

    Имитация естественного режущего края – работа творческая и кропотливая. И все стоматологи, независимо от уровня мастерства, согласятся, что работа с прозрачными и полупрозрачными композитами очень важна, и, только грамотно комбинируя их, можно добиться действительно исключительного результата.

    Статья предоставлена компанией “Артис-Трэйд”

    Полимеризационная усадка в реставрациях

    В современной стоматологии, когда большая часть реставраций проводится композиционными материалами, необходимо знать не только свойства адгезивов, но и самого материала. Одним из недостатков композитов, как известно является полимеризационная усадка. Но так ли она “страшна”, и к чему может привести пренебрежение данным свойством.

    ​ Почему же так важно примнимать во внимание фактор полимеризационной усадки?

    Ниже представлен список осложнений, с которыми мы встречаемся в повседневной практике, одной из причин которых является именно усадка материала.

    • Маргинальное окрашивание
    • Фрактуры и “белые линии”
    • Дебондинг реставраций
    • Микроподтекания
    • Вторичный кариес
    • Постоперационная чувствительность

    Все это происходит вследствие того, что композиционный материал по мере отверждения теряет в объеме. Эта потеря может быть от 1.4% до 5%. Процент усадки зависит от наполненности композита, чем более наполненный композит, тем меньше усадка. Конечно, материалы с низким показателем усадки более предпочтительны, но все же она присутствует, и необходимо брать ее в расчет при выполнении прямых реставраций.

    Полимеризация композиционных материалов

    Для понимания явления полимеризационной усадки и как с ней бороться, необходимо рассмотреть вопрос о том, как происходит полимеризация композита. Как Вы знаете, композиционные материалы бывают химического и светового отверждения. Время полимеризации химического композита значительно больше, нежели у композита светового отверждения. Но почему это так важно?

    Помимо показателя усадки (т.е уменьшения в объеме, выраженное в процентах), есть еще показатель напряжения, вызываемая усадкой (т.е сила, развиваемая усадкой материала). Именно напряжение играет главную роль в развитии осложнений, связанных с прямой реставрацией.

    В полимеризации композитных материалов выделяются две фазы:

    гелевая- когда материал податлив для моделировки

    твердая- материал приобретает высокую прочность

    В гелевой фазе напряжение в материале невелико и компенсируется эластичностью дентина и адгезивной системы, в твердой фазе сила усадки достигает максимальной величины. В зависимости от того, насколько быстро композит переходит от одной фазы в другую зависит, возможность компенсации сил напряжения.

    ​Гелевая фаза композитов химического отверждения значительно больше, поэтому ткани зубов испытывают гораздо меньший полимеризационный стресс. Другими словами, при использовании композитов светового отверждения, чаще возникают выше перечисленные осложнения, связанные с полимеризационной усадкой.

    Способы уменьшения полимеризационного стресса

    Если проанализировать все выше сказанное, и посмотреть на основные осложнения, вызванные полимеризационной усадкой, можно сделать вывод –

    Чем меньше контакт с адгезивным слоем, тем меньше влияние

    полимеризационной усадки и напряжения.

    В связи с этим уменьшить полимеризационный стресс следующими способами, а лучше сочетанием их:

    1. Малые порции. Очевидно, что чем меньше порция материала, тем меньше будет сила напряжения при полимеризации. Поэтому первые порции, накладываемые на дно реставрации, должны быть небольшими. Не стоит сразу покрывать дно и стенки полости одним слоем композита. То же самое касается и последнего слоя, где восстанавливается эмалевый слой. Эмаль зуба плохо выдерживает резкие и интенсивные нагрузки, поэтому может трескаться в области краев реставрации.
    2. Малая толщина слоя
    3. Уменьшение поверхности соприкосновения со стенками зуба (C-фактор). Более подробно об этом описано в соответсвующей статье.
    4. «Мягкий старт». Некоторые полимеризационные лампы имеют эту функцию. В начале подается свет малой интенсивности в течение 10 сек., а затем полной мощности в течение 20 сек. Гелевая фаза несколько удлинняется по времени. Но из практики, это не имеет ощутимого результата.
    5. Техника отсроченной полимеризации. При данной технике, проводится полимеризация первого слоя, скажем в 1 мм, в течение 3-5 сек. Затем наносится второй слой и полимеризуется в течение 20 сек. Смысл в том, что первый слой будет пребывать в гелевом состоянии пока проводится моделировка второго. Обычно это 2-3 минуты.
    6. Использование материалов, не вызывающих полимеризационный стресс при отверждении. (SDR™,SONICFILL™). Сравнение этих материалов можно посмотреть здесь.

    Ссылка на основную публикацию