Развитие ребенка в 3 года: программа игр и занятий для раннего речевого развития, сенсорное развитие, методика, кризис

Развитие ребенка в 3 года: программа игр и занятий для раннего речевого развития, сенсорное развитие, методика, кризис

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются физически, эмоционально и умственно. Они уже многому научились по сравнению с их навыками за год или два. Давайте посмотрим, что может делать трехлетний ребенок, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним бороться, а также какие действия развивать у трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

    У ребенка улучшается двигательное развитие. В 3 года ребенок хорошо управляет своим телом. Она ходит уверенно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и может научиться ездить на велосипеде. Нервная система трехлетнего ребенка становится более функциональной. Младенец бодрствует и готов воспринимать новую информацию в течение более длительного периода времени. Он более терпелив и может заниматься одним занятием более 2 лет (до 20-25 минут). Также улучшаются мелкая моторика, что позволяет малышам овладевать пуговицами, рисованием мелками, столовыми приборами и другими повседневными навыками. В словарном запасе 3-летнего ребенка уже более 1000 слов. Ребенок использует в разговоре практически все части речи, хотя иногда и неправильно. Произношение звуков улучшается, хотя трехлетние дети все еще не могут произносить многие звуки. Трехлетние дети постоянно говорят о своих действиях, создавая впечатление, что они вовсе не немые. Отличительной особенностью речи детей этого возраста также является наличие множества вопросов. Основное занятие трехлетнего ребенка – это игры. Сейчас больше всего ребенку нравятся ролевые игры. В детской ролевой игре есть сюжет по мере развития у ребенка абстрактного мышления и воображения.

Многие дети этого возраста хотят при первой же возможности поиграть с игрушками других людей, игнорируя свои собственные. Посмотрите видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары), чтобы узнать, нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию.

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей к трем годам уже могут это делать:

    Быстро бегайте, прыгайте и преодолевайте препятствия. Произносите до 1500 слов и составляйте из них сложные предложения. Слушайте истории долго. Задавайте много вопросов. Выполните задание, не отвлекаясь, не менее 5 минут. Расскажите знаменитую историю по картинке. Учите детские стишки и песни. Назовите их имя и фамилию, вы знаете их возраст (показывает на пальцы) и пол. Показывать части тела и знать их назначение. Называй себя «Я». Чтобы поздороваться, до свидания и поблагодарить вас. Выполняйте 2 действия одновременно, например хлопайте в ладоши и топайте. Играйте с другими детьми, обмениваясь игрушками. Катание на трехколесном велосипеде, санках и качелях. Считай до трех. Ориентируйтесь в 7 цветах (включая белый и черный) и геометрических формах. Складываем игрушки из 4-6 частей. Понимание различий в размере, форме и весе объектов. Рисуй по своей задумке. Фантастические ролевые игры и следование правилам в подвижных играх. Самостоятельно одевайтесь, раздевайтесь и собирайте одежду. Застегивающиеся пуговицы и шнурки-самовязки. Используйте носовой платок. Ешьте осторожно (не только ложкой, но и вилкой) и используйте салфетку.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства трехлетних детей разительно меняется, вызывая у родителей замешательство и панику. Мама начинает беспокоиться, что она что-то упустила в своем образовании, но на самом деле это совершенно нормальные изменения для детей этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, из которых трехлетний период является самым тяжелым и трудным для родителей. Постепенно увеличивается с 2 лет. На пике своего развития этот кризис проявляется в детских истериках и противоречивом поведении, но быстро проходит, становясь настоящей школой жизни карапузов.

Основными проявлениями «3-летнего кризиса» являются:

Детский негативизм. Ребенок отвечает «нет» на все предложения взрослых. Упрямство. Ребенок настаивает на своем мнении и предложениях. Отказ выполнять действия, которые он ранее выполнял без каких-либо проблем, например, отказ от еды, чистки лица или зубов. Готовность делать что-то самостоятельно, даже если вы не знаете, как это сделать. Ребенок не спешит обращаться за помощью. Поведение в конфликтных ситуациях. Ребенок восстает и протестует почти против всего, что говорят родители. Потеря стоимости. Ранее спокойный, тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, ломать вещи и ругаться. Ревность. Особенно ярко это проявляется в присутствии других детей в семье, но может быть направлено и на отца.

Возникновение таких изменений в поведении трехлетнего ребенка связано с осознанием крохи, что он уже достаточно взрослый, чтобы влиять на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок думает, что он большой, и хочет, чтобы его уважали. Он восстает против приказов родителей, поэтому становится упрямым, кричит, злится. Однако непоследовательное поведение так же тяжело переносится ребенком, как и его родителями. Ребенок не понимает, что с ним происходит, и не может контролировать свои эмоции.

Истерики – сильнейшее проявление кризиса трехлетнего ребенка. В более раннем возрасте они могли происходить спорадически из-за перенапряжения, и основной задачей родителей было успокоить ребенка. К 3 годам истерики становятся средством манипуляции. Поэтому они появляются там, где есть зеваки, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на детские истерики и стоит ли соответствовать их требованиям, смотрите в программе Э. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризис без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

    Измените стратегию общения с ребенком. Признайте, что ребенок вырос и может быть независимым. Перестаньте делать для ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно. Всегда предлагайте выбор или иллюзию его. Например, если вы собираетесь гулять, спросите ребенка, как вы спуститесь – в лифте или вверх по лестнице, а если приближается обед, спросите, какую тарелку съесть – красную или зеленую. Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте ему помощь. Например, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и что ему нужно держать за руку взрослого, но предложите ему помочь перейти улицу, потому что вы боитесь машин. Дайте ребенку больше времени для любых занятий, чтобы он или она не торопились их выполнять. Если ребенок ставит ультиматум, ответьте «нет» и постарайтесь сохранять спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падающие на пол и взгляды прохожих. Если вы решите это сделать, такое поведение будет повторяться снова и снова. Подберите ребенка, упавшего на дороге или в лужу, отнесите его в безопасное место и оставьте кричать. Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Научите ребенка выражать свои эмоции словами.

Если у вас есть дети, растущие с небольшой разницей в возрасте, посмотрите видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары) ниже. Вы узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнивать с показателями в 2,5 года, ребенок к третьему дню рождения набирает вес примерно на 1000-1200 грамм и вырастает на 4-5 см. У девочек темп роста немного ниже, чем у мальчиков. Чтобы помочь вам определить, является ли уровень физического развития вашего 3-летнего ребенка нормальным, мы составили таблицу средних значений основных параметров, а также нормальных пределов для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в возрасте 3 лет

Нормальные контрольные точки для мальчиков в возрасте от 3 лет

Пределы нормы для девочек в возрасте от 3 лет

“Что должен знать и уметь ребенок в 3 года”

Физические возможности трехлетнего ребенка:

    Сохранение равновесия при ходьбе на кончиках пальцев и стоя на одной ноге; самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, попеременно на одной ноге; прыгать на месте и даже перепрыгивать небольшие препятствия бегать довольно уверенно и быстро подбирать и бросать предметы; Используйте предметы в соответствии с их назначением и пожеланиями. самостоятельная езда на трехколесном велосипеде;

Домашние и гигиенические навыки:

    Самостоятельное мытье лица и рук; используйте носовой платок; раздеться, надеть одежду (несложная одежда, иметь дело с молниями, большими пуговицами), знать последовательность раздевания-раздевания, складывание одежды может надеть обувь (даже если не на ту ногу) и раздеться с небольшой помощью взрослых, поставить обувь на место умеет правильно сидеть за столом; аккуратно кушать ложкой и пить из чашки, соблюдать правила поведения После еды нужно протереть рот салфеткой; научился полоскать рот после еды и чистить зубы; Он знает свое полотенце и куда его положить; умеет пользоваться горшком; умеет не забираться на диван в обуви с открытым верхом; снимает обувь в холле, когда возвращается с улицы; он замечает, что его одежда грязная, пуговица сломана, шнурки развязаны, и он может обратиться за помощью к взрослым.

Область когнитивного или интеллектуального развития учитывает особенности психических процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие, развитие речи).

    Ребенок знает и понимает от 1 200 до 1 500 слов и представляет изображения предметов, которые не находятся непосредственно в его поле зрения;
    произносит 300-700 слов, более-менее сложные предложения; Они изучат основные грамматические закономерности предложений и будут использовать местоимения, существительные, глаголы и прилагательные при составлении предложений.
    Использует слова во множественном числе; задает много вопросов: «почему», «почему» и т. д. в своей речи использует местоимения: «я», «ты», «он» и т. д. знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник) знает 4 основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый знает такие понятия, как «один – много», «большой – маленький», понимает предлоги «на», «под», «после», «до», «в»; по модели можно оформить картину из 3-5 частей; находит одинаковые объекты на картинке, может подобрать пару к объекту (цветок для вазы, блюдце для чашки, лопата для ведра) начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу в магазин, парк, бабушку, детский сад); различает термины «высокий» – «низкий», «длинный» – «короткий», «узкий» – «широкий»; отгадывает загадки, отвечает на вопросы; слушает сказки, сказки, заново их рассказывает. Помнит стихи. Составляет рассказы из 2-3 предложений на основе картинок, по памяти рассказывает содержание картинки на наводящие вопросы; помнит, что делал утром, днем ​​и вечером; рассказывает о произошедшем своими словами, из чего делает выводы; может уловить антонимы: огонь – горячий, лед – …?, конь – большой, мышь – …?, мать – женщина, отец – …? знает свое имя и фамилию, имена людей из ближайшего окружения; рисует, лепит, раскрашивает картины, занимается коллажем, может построить простую конструкцию из конструктора; акцентирует внимание, находит 3-4 отличия между предметами; начинает понимать времена года, знает, что зимой идет снег и т. д.; различает и называет 2-3 дерева; знает многих животных, отличает диких животных от домашних, знает имена их детенышей, знает, где они живут; называет основные детали вещей, одежды, всех основных частей тела; обобщает предметы (мебель, посуда, обувь, одежду, игрушки, животных и др.) ) Понимает и выполняет сложные комбинированные команды, такие как: «Иди на кухню, возьми яблоко, которое стоит на столе, и отнеси его брату, оно в большой комнате»; можно назвать разные виды деятельности: бегает волк, плавает рыба, прыгает кролик и т. д.;

Сфера социального развития включает в себя способности и навыки ребенка взаимодействовать с окружающим миром и общаться с другими людьми.

    Ребенок начинает чувствовать потребность в партнерах и друзьях, с которыми можно играть; Ребенок начинает замечать и подчиняться некоторым правилам игры; Ребенок зовет остальных по имени ребенок понимает опасность и старается избегать опасных ситуаций «в уме» он должен представлять, что ему говорят взрослые, заранее видеть возможные результаты своих действий, то есть уметь анализировать свои действия, знать, почему именно он их делал; ребенок умеет выразить свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, используя слово «пожалуйста», сказать «выздоравливай», «спасибо» и другие «волшебные» слова.

Ссылка на основную публикацию