ЛФК при сколиозе у детей – какова эффективность данной методики?

ЛФК при сколиозе у детей

Самые высокие показатели распространения сколиоза разной степени тяжести остаются среди детей и подростков до 17 лет.

Причины такого положения вещей вполне понятны: как только ребёнок начинает ходить в школу, его неокрепший позвоночник подвергается тяжёлым испытаниям в виде неровного сидения за партой, долгих и кропотливых вечеров за уроками, частыми времяпрепровождениями за компьютером.

Все это подкрепляется пассивным образом жизни (особенно в старших классах при подготовке к экзаменам).

Как же предотвратить деформацию позвоночника в таких условиях?

Какие лечебные упражнения стоит выбрать, если сколиоз уже диагностирован, а какие стоит выполнять для профилактики этого заболевания?

Что такое ЛФК?

ЛФК, или по-другому лечебная физкультура – это особый метод коррекции, профилактики и реабилитации заболеваний. В зависимости от имеющихся у пациента проблем, для него специально подбирается набор физических упражнений, который способен привести организм в норму или защитить его от нежелательных изменений и патологий.

Суть метода

Методика лечебной физкультуры достаточно проста и известна ещё с древних времен: при выполнении определенного набора физических упражнений активизируется одна из основных биологических функций нашего организма – движение. Именно движение является определяющим моментом для правильного роста, развития и формирования нашего организма в целом.

ЛФК основывается на выполнении самых простых физических упражнений, которые нужно делать с раннего детства

Для каждого человека лечебная физкультура подбирается индивидуально и учитывает особенности его организма, а также имеющиеся заболевания или отклонения. Поэтому она так эффективна при восстановлении после операций или для коррекции деформаций в скелете.

Важно! Опираясь на всё вышесказанное, вы могли понять, что лечебная физкультура должна подбираться специалистом после обследования вашего организма. Если вы будете заниматься самолечением и выбирать упражнения, которые, как вам кажется, подходят в вашем случае, то высок риск получить нежелательные травмы или усугубить уже имеющиеся проблемы в организме.

Видео: “Сколиоз у детей”

Показания к применению лечебной гимнастики у детей

Безусловно, неокрепший детский организм отличается от уже сформировавшегося взрослого, поэтому и комплекс упражнений должен отличаться от физкультуры для взрослых.

Например, для детей дошкольного возраста или младших школьников (1-2 класс) стоит проводить занятия в игровой форме с музыкальным сопровождением. При этом учитывайте, что они не должны быть очень длительными (для детей до 7 лет занятия физической культурой не должны длиться больше 25 минут).

Если вы выполняете упражнения, направленные на коррекцию сколиоза, внимательно следите за тем, чтобы ребёнок делал все упражнения не спеша, очень плавно, но при этом напрягал всю мускулатуру равномерно.

Упражнения для растяжки позвоночника лучше всего выполнять на фитболе (но не на турнике, поскольку нагрузка должна быть постепенной). Если фитбола у вас нет, то замените его на гимнастический коврик.

Помещение, в котором ребёнок будет заниматься, должно быть хорошо проветриваемо. Обязательно должно быть зеркало в полный рост, чтобы лучше следить за правильным положением всех частей тела относительно позвоночника во время выполнения упражнений.

Важно! Многие родители не обращаются к специалисту, если у ребёнка сколиоз находится на первой стадии. Они просто выбирают базовый комплекс лечебной физкультуры для выполнения. Это большая ошибка. Перед тем, как начать ЛФК обязательно нужно показать ребёнка специалисту, который определит степень искривления позвоночника, локализацию деформаций, а также тип сколиоза. Только после этого, он назначит вам тот комплекс упражнений, который будет подходить по индивидуальным симптомам заболевания ребёнка, а также будет учитывать некоторые особенности его организма. Самостоятельные занятия могут усугубить ситуацию или вызвать другие проблемы в организме маленького пациента.

Противопоказания к применению ЛФК у детей

Несмотря на всю эффективность методов ЛФК, имеется ряд противопоказаний к применению лечебных физических упражнений.

Есть ряд общих противопоказаний, при которых запрещены физические нагрузки:

  • нарушения кровообращения в мозге;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • острые боли в спине;
  • прогрессирование сколиоза;
  • высокая температура.

При этом важно не забывать о том, что если во время или после выполнения упражнений ребенок ощущает сильный дискомфорт и недомогание, следует сразу прекратить курс и обратиться к врачу. Врач в свою очередь подберёт вам более щадящий курс.

ЛФК в качестве основного метода коррекции сколиотической деформации будет эффективна только при сколиозе 1 и 2 степени. При поздних стадиях заболевания физическая нагрузка будет носить профилактический характер, но не лечебный.

При любом типе и стадии сколиоза противопоказано висеть на турнике Также имеется ряд упражнений, который противопоказан всем пациентам, вне зависимости от типа и стадии патологии:

  • растяжение и скручивание позвоночника без чёткой опоры (именно поэтому категорически запрещено висеть на турнике);
  • повороты, которые направлены на растягивание позвоночного столба;
  • повороты, которые направлены на увеличение гибкости;
  • слишком быстрый бег;
  • прыжковые упражнения.

Нагрузку следует повышать постепенно и только после того, как мышцы спины немного укрепятся.

Многие родители также считают, что если у ребенка наблюдаются проблемы с позвоночником, то помимо лечебной физкультуры неплохо было бы отдать его в какую-нибудь спортивную секцию, чтобы увеличить пользу от занятий. Это может быть довольно опасным решением, поскольку список видов спорта, противопоказанных при сколиозе, очень широкий.

Вот несколько из них:

  • любые типы гимнастики (художественная, спортивная);
  • силовые виды спорта;
  • акробатика;
  • теннис;
  • бокс;
  • балет;
  • каратэ;
  • виды спорта, основанные на статистических нагрузках.

Применение ЛФК при сколиозе

Самым эффективным методом профилактики и коррекции сколиотических деформаций остается лечебная физкультура. У нее есть свои особенности и правила выполнения, которые нужно соблюдать. Обязательно следует обратиться к врачу прежде, чем начинать лечение.

Специалист определит все индивидуальные особенности протекания болезни у ребёнка и назначит тот комплекс упражнений, который подойдет именно ему при данной стадии заболевания. Назначат лечебную физкультуру самостоятельно категорически запрещается, поскольку это может привести к усугублению искривления и травмам.

На какой стадии сколиоза можно/нельзя применять ЛФК

В качестве основного метода борьбы с деформациями позвоночника ЛФК может применяться только на 1 и 2 стадии развития сколиоза. Более поздняя степень развития заболевания (3 и 4) подразумевает применение ЛФК в качестве профилактических мер (чтобы остановить дальнейшие изменения в скелете). Полностью исправить скелет на поздних стадиях сколиоза ЛФК не сможет.

ЛФК для лечения сколиоза у детей и техника выполнения упражнений

Прежде, чем начинать любые физические упражнения, нужно обязательно позаботиться о некоторых важных вещах:

  • Обратите внимание на некоторые нюансы при занятии лечебной физкультурой Подберите правильную одежду для занятий – она должна быть удобной, не сковывать движения. Ткани должны быть натуральными;
  • Гимнастические упражнения следует выполнять за час до еды или спустя 2 часа после. Желательно заниматься физкультурой в утренние часы (но это не строгое условие);
  • Перед тем, как начать заниматься примите теплый душ или сделайте массаж;
  • Предварительно проветрите помещение, в котором будут проводиться занятия;
  • Приобретите гимнастический коврик для занятий. Это будет лучшим вариантом для выполнения тех упражнений, которые требуют положения лёжа или сидя.

Когда все предварительные мероприятия проведены, нужно выровнять ребёнку осанку. Поставьте его к стене так, чтобы он касался её лопатками, ягодицами и пятками. Этот нехитрый трюк поможет вам увидеть правильное положение осанки и следить за тем, чтобы ребёнок сохранял такое положение во время ЛФК.

Разминочные упражнения

Любые физические упражнения нельзя выполнять без предварительной разминки. В особенности разминка важна при лечении сколиоза. Мышцы нужно хорошенько разогреть, чтобы нагрузка на организм не была слишком резкой и не привела к ухудшению состояния или травмам.

Приведем несколько упражнений, которые следует выполнять ребёнку перед основным лечебным физическим блоком (каждое упражнение следует выполнять 8-10 раз):

  1. Примите начальную позицию: тело должно быть ровным, руки опустите по швам, ноги расставьте на ширине плеч. Начинайте выполнять приседания, выставляя руки вперед при каждом сгибе. Следите за тем, чтобы спина оставалась ровной. Приседания должны выполняться плавно, медленно, торопиться вам ни к чему – за вами никто не гонится. Делайте вдох при спуске и выдох при подъеме;
  2. Вновь примите начальную позицию, поставьте ноги на ширине плеч. На «раз» глубоко вдохните и поднимите руки вверх, на «два» потянитесь (не отрывайте ноги от пола), на «три» выдохните и опустите на выдохе руки. Во время выполнения упражнения спина должна быть ровной;
  3. Встаньте ровно, поднимите ногу, согните её в колене и держите её в таком положении некоторое время. Повторите с противоположной ногой.

Базовый комплекс упражнений

Когда все мышцы подготовлены, тело разогрето, скелет немножко растянут, приступайте к выполнению основного блока упражнений. Здесь приводятся упражнения из базового комплекса ЛФК, они не направлены на коррекцию индивидуальных особенностей протекания болезни. Поэтому прежде, чем выполнять те или иные упражнения, проконсультируйтесь с врачом. Специалист подберет для вас наиболее действенный лечебный физический курс.

Базовый комплекс ЛФК (каждое упражнение следует выполнять по 8-10 раз, по 25-35 секунд):

  1. Лягте на спину и поднимите ноги. Выполните упражнение «ножницы». Выполните 4 подхода по 8-10 взмахов каждый;
  2. Встаньте на четвереньки, не разгибайтесь и садитесь на пятки, ладонями упритесь в пол. С помощью руки выполняйте движения в разные стороны. Делайте упражнение медленно, без резких надрывов;
  3. Встаньте на четвереньки, все конечности должны быть на уровне плеч. Делайте прогибы спины: сначала вверх, затем вниз;
  4. Встаньте прямо, спинку выпрямите, опустите руки по швам. Теперь сводите лопатки вместе и держитесь в таком положении 5-7 секунд, затем вновь примите исходное положение;
  5. Встаньте на четвереньки и вытяните правую руку вперед, а левую ногу назад. Зафиксируйтесь в такой позе на несколько секунд, затем проделайте тоже самое для противоположных конечностей;
  6. Лягте на спину, руки раскиньте в стороны, ноги согните в коленях и прижмите друг к другу. Теперь начинайте повороты головы вправо, при этом колени нужно опускать влево. Держитесь в таком положении несколько секунд, затем возвращайтесь в исходное положение. Проделайте тоже самое для противоположной стороны.

Видео: “Упражнения при сколиозе у детей”

Завершающие упражнения

Когда основной комплекс физических упражнений сделан, нужно провести ещё несколько упражнений, которые помогут телу расслабиться и немного прийти в себя.

Эти упражнения также нужно выполнять по 8-10 раз, по 25-35 секунд:

  1. Сядьте на пол, обнимите согнутые в коленях ноги руками. В таком умилительном положении ложитесь на пол и начинайте выполнять перекаты от шеи до копчика;
  2. Встаньте прямо, сцепите руки в замок за спиной. В таком положении встаньте на пяточки и немного походите по комнате. Старайтесь не сильно топать пятками;
  3. Теперь поднимите руки вверх, встаньте на носочки и походите в таком положении по комнате;
  4. Встаньте прямо, спинку выпрямите, из такого положения выполняйте ходьбу на месте. Старайтесь поднимать бедра как можно выше;
  5. Завершите вашу тренировку расслаблением, восстановите дыхание. Дайте отдых вашему телу минут на 20.

Если вы будете четко следовать инструкциям и выполнять все упражнения тщательно и регулярно, то результаты не заставят себя ждать. Самое главное, следите за состоянием ребёнка. Если появились недомогания или боли, то нужно прекратить физкультуру и обратиться к вашему лечащему врачу. Он сможет подобрать вам более легкий комплекс упражнений.

Упражнения для профилактики сколиоза у детей

Порой случается так, что профилактика оказывается действенней, чем курс, направленный на лечению уже имеющейся патологии. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть склонность к деформации позвоночника: он неровно сидит, проводит много времени за столом или партой, горбится, стоит все-таки проводить профилактические физические упражнения, которые снизят риск появления сколиоза.

Если вы уже выполняете с ребёнком утреннюю зарядку, то впишите ЛФК в комплекс ваших обычных упражнений.

Каких-то особых упражнений, направленных именно на профилактику развития заболевания нет. В качестве профилактики применяется базовый комплекс лечебной физкультуры, описанный в предыдущем параграфе. Учтите также, что помимо выполнения базовых упражнений, нужно внимательно следить за тем, как ваше чадо сидит за столом, как у него подобрано освещение на рабочем месте.

Несколько основных упражнений для профилактики сколиоза у ребенка

Купите для него в комнату ту мебель, которая будет подходить по росту и возрасту, купите рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Ну и стандартный совет: обязательно гуляйте с ребёнком на свежем воздухе, при чем делайте это как можно чаще и в любую погоду.

Если вы будете соблюдать все профилактические условия, то риск появления сколиоза у вашего малыша сведется к минимуму. Поверьте, он скажет вам «спасибо», когда подрастет.

Заключение

Сколиоз – это бич молодого поколения. В наши дни все больше детей и подростков страдают от проблем с позвоночником в той или иной степени. По счастью, эти проблемы можно решить и даже победить на начальной стадии развития деформации.

Самым эффективным методом борьбы с искривлениями позвоночника считается лечебная физкультура (ЛФК), но прежде, чем начать лечение важно помнить о нескольких важных вещах:

  • Лечебная физкультура для детей несколько отличается от той, что предусмотрена для взрослых. Поэтому стоит учитывать возраст вашего ребёнка и его характер. Если, например, малыш ещё не ходит в школу или учится в начальных классах, то занятия стоит проводить не больше 25 минут и подобрать для тренировки какое-нибудь веселое музыкальное сопровождение;
  • ЛФК имеет ряд противопоказаний к применению. Эти противопоказания применяются как в случае с детьми, так и в случае со взрослыми. Стоит внимательно ознакомиться со списком болезней, при которых запрещено выполнение лечебной физкультуры. Помимо этого есть ряд упражнений, которые нельзя применять при сколиозе (список также нужно изучить);
  • В качестве лечебной меры ЛФК будет эффективна при сколиозе 1 и 2 степени. В случае с более поздними стадиями развития деформации, ЛФК применяется в качестве профилактики, восстановить нормальное положение скелета при 3 и 4 степени сколиоза она не сможет;
  • Прежде, чем начинать лечение физкультурой, нужно обязательно обратиться к врачу. ЛФК – это особый метод коррекции осанки, упражнения подбираются строго индивидуально и учитывают все особенности протекания болезни и развития организма ребёнка. Подобрать тот комплекс упражнений, который подойдет именно вам, может только специалист;
  • Перед тем, как начать тренировку, ознакомьтесь со списком подготовительных мер, а также с техникой выполнения упражнений для ребёнка;
  • ЛФК состоит из 3 блоков упражнений: разминка, основной комплекс, завершающие упражнения. Важно каждый раз выполнять блоки в строгом порядке, качественно и не спеша. Разминка поможет подготовить организм к нагрузке и предотвратит травмы и растяжения, а завершающий комплекс упражнений поможет телу немного расслабиться, а мышцам укрепиться;
  • Если после начала занятий ребёнок жалуется на боли и недомогания, то стоит немедленно прекратить физические нагрузки и обратиться к специалисту. Он объяснит, в чем причина такой реакции организма и подберет более щадящий комплекс упражнений;
  • В качестве профилактических мер можно выполнять упражнения из базового комплекса. Можете включить их в утреннюю зарядку ребёнка. Главное, следите за тем, чтобы ваше чадо правильно выполняло все инструкции и держало осанку.

ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации от лучших специалистов Клиники МЕДСИ

Оглавление

  • Положительные стороны ЛФК
  • Разновидности упражнений
  • Противопоказания для ЛФК
  • Особенности детской ЛФК
  • Некоторые правила при занятиях ЛФК
  • Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
  • Примерный комплекс для дошкольников
  • Примерный комплекс для школьников
  • Преимущества ЛФК в МЕДСИ

От различных проблем с позвоночником страдают сегодня не только взрослые, но и дети. Заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. На состоянии опорно-двигательного аппарата негативно сказываются и малоподвижный образ жизни, и неправильное положение тела во время сна и бодрствования. Недостаток двигательной активности легко можно компенсировать при помощи ЛФК (лечебной физкультуры). Специальный комплекс упражнений дает возможность для устранения небольших искривлений и ряда иных проблем. Занятия напоминают йогу, проводятся аккуратно, но с максимальной эффективностью, сочетаются с правильным дыханием. ЛФК – это не только упражнения, но и водные процедуры, ходьба и даже игры на свежем воздухе. Занимаясь регулярно и под контролем опытного специалиста, можно достичь выраженных результатов. Лечебная физкультура для детей очень полезна и абсолютно безопасна.

Положительные стороны ЛФК

Лечебная физкультура не просто заставляет больше двигаться, но и играет развивающую роль. Выполняя упражнения, ребенок познает окружающий мир, учится соотносить себя с ним.

  • Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
  • Правильному формированию осанки и ее коррекции
  • Укреплению мышц

Специальные упражнения развивают силу и выносливость, улучшают координацию движений.

К положительным сторонам ЛФК также относят возможности для:

  • Укрепления иммунитета
  • Снижения восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
  • Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
  • Нормализации работы организма
  • Улучшения аппетита и сна

Важно! Комплекс упражнений всегда подбирается индивидуально и только специалистом!

Разновидности упражнений

Лечебная физкультура для детей – не простой комплекс гимнастики. К ЛФК можно отнести любой активный отдых. Занятия нередко проходят в игровой форме. Это обусловлено высокой эффективностью комплексов и тем, что они интересны для малышей и формируют устойчивую мотивацию.

Все упражнения делятся на 2 группы:

  • Общие. Они применяются для укрепления организма
  • Специальные. Такие упражнения направлены на улучшение работы конкретной системы. ЛФК при переломах, например, позволяет быстро восстановить подвижность и стимулирует ускоренные процессы заживления. Проводятся занятия при плоскостопии и иных патологиях

Упражнения могут быть:

  • Активными
  • Пассивными
  • Дыхательными
  • Растягивающими
  • Расслабляющими
  • Координационными и др.

Пассивные занятия актуальны для младенцев, которые не могут заниматься гимнастикой самостоятельно. Все действия (сгибания, разгибания и др.) выполняет специалист.

Противопоказания для ЛФК

Лечебная физкультура для детей не проводится при:

  • Злокачественных образованиях
  • Частых кровотечениях
  • Патологиях в острой форме
  • Пороке сердца и нарушении его ритма
  • Высокой температуре

Прервать занятия или временно отказаться от их начала следует даже при обычной простуде у ребенка.

Обо всех противопоказаниях расскажет врач. Он же определит, можно ли вашему ребенку заниматься именно сейчас или лучше отложить гимнастику на определенный срок.

Особенности детской ЛФК

Лечебная физкультура для детей имеет следующие особенности:

  • Проводится преимущественно в игровой форме
  • Включает упражнения, соответствующие возрасту занимающихся, уровню их физического развития и состоянию психики
  • Направлена на развитие всех систем и органов, позволяет нормализовать работу сердца и сосудов, укрепить иммунитет, улучшить осанку и др.

Решение о занятиях принимают родители. Врач может лишь порекомендовать ребенку ЛФК.

Некоторые правила при занятиях ЛФК

  • Только после посещения врача и обследования. При тяжелых патологиях опорно-двигательного аппарата, например, только лечебной физкультуры недостаточно. Ребенку обязательно будет назначена и другая терапия (прием лекарственных препаратов, физиолечение и др.)
  • Опытными специалистами. Они обязательно оценивают состояние ребенка
  • С постепенным увеличением нагрузки и контролем. Специалист следит за тем, чтобы упражнения не стали причиной выраженного дискомфорта и боли
  • Не менее чем через 45-60 минут после еды
  • В хорошо проветриваемых помещениях
  • С обязательным включением дыхательных и расслабляющих упражнений, разминкой
  • Курсом. Его длительность определяется заранее и только врачом. При необходимости курс можно повторять несколько раз в течение года

Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка

Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.

При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.

При сколиозе очень важно:

  • Увеличивать подвижность позвоночника
  • Развивать координацию движений
  • Растягивать позвоночный столб

Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).

Примерный комплекс для дошкольников

Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:

  • Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
  • Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
  • Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
  • Махи ногами, лежа на животе
  • Упражнение «ласточка»
  • Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками

Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.

Примерный комплекс для школьников

Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:

  • Разминка
  • Опускание и подъем разведенных рук с мячом
  • Подъем мяча за голову и опускание
  • Сцепление рук «в замок» за спиной
  • Прогиб спины в положении, лежа на полу
  • Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
  • Подъем ног и плеч, лежа на животе
  • Упражнение «велосипед»

По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.

Преимущества ЛФК в МЕДСИ

  • Опытные специалисты. Лечебная физкультура для детей в Москве в МЕДСИ проводится профессионалами, которые постоянно проходят обучение и совершенствуются, осваивая все новые техники и методики
  • Использование комплексов, которые уже доказали свою эффективность. Занимаясь, ребенок может улучшить кровообращение в мышцах, вернуть или увеличить подвижность суставов, снять спазмы, избавиться от боли и дискомфорта в позвоночнике
  • Комплексный подход. ЛФК может назначаться совместно с физиолечением, массажем, другими методиками терапии ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Индивидуальный подход. Перед тем как назначать ЛФК, специалист обязательно проведет обследование ребенка. Это позволит подобрать подходящий комплекс и добиться его максимальной эффективности

Если вы хотите записать ребенка на лечебную физкультуру для детей, уточнить цену услуги, особенности проведения занятий, позвоните

Методы профилактики и физической реабилитации детей со сколиозом Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калмуратова Бийбигул Сулаймановна, Турсынбекова Хамида Куанышбаевна, Бекниязова Нуржамал

В работе рассмотрены результаты оценки влияния физической культуры и спорта на предотвращение сколиоза у детей и подростков . В результате осуществления последовательных мер по обучению и восстановлению здоровья учащихся уменьшается количество детей со сколиозом и полностью оздоравливаются. Полученные данные подтверждают, что занятия спортом оказывают благотворное влияние на развитие и состояние здоровья детей .The paper considers the results of assessing the impact of physical culture and sports on the prevention of scoliosis in children and adolescents. As a result of the implementation of consistent measures for the education and restoration of health of students, the number of children with scoliosis is reduced and completely recovered. The data obtained confirm that sports have a beneficial effect on the development and health of children .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калмуратова Бийбигул Сулаймановна, Турсынбекова Хамида Куанышбаевна, Бекниязова Нуржамал

Текст научной работы на тему «Методы профилактики и физической реабилитации детей со сколиозом»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

УДК 615.851.83:796.01 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/19

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ

©Калмуратова Б. С., Ташкентский педиатрический медицинский институт,

г. Нукус, Узбекистан ©Турсынбекова Н. К., Ташкентский педиатрический медицинский институт,

г. Нукус, Узбекистан ©Бекниязова Н., Ташкентский педиатрический медицинский институт,

г. Нукус, Узбекистан

METHODS OF PREVENTION AND PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH SCOLIOSIS

©Kalmuratova B., Tashkent Pediatric Medical Institute, Nukus, Uzbekistan ©Tursynbekova N., Tashkent Pediatric Medical Institute, Nukus, Uzbekistan ©Bekniyazova N., Tashkent Pediatric Medical Institute, Nukus, Uzbekistan

Аннотация. В работе рассмотрены результаты оценки влияния физической культуры и спорта на предотвращение сколиоза у детей и подростков. В результате осуществления последовательных мер по обучению и восстановлению здоровья учащихся уменьшается количество детей со сколиозом и полностью оздоравливаются. Полученные данные подтверждают, что занятия спортом оказывают благотворное влияние на развитие и состояние здоровья детей.

Abstract. The paper considers the results of assessing the impact of physical culture and sports on the prevention of scoliosis in children and adolescents. As a result of the implementation of consistent measures for the education and restoration of health of students, the number of children with scoliosis is reduced and completely recovered. The data obtained confirm that sports have a beneficial effect on the development and health of children.

Ключевые слова: дети, подростки, сколиоз, спорт, физическая культура.

Keywords: children, teenagers, scoliosis, sport, physical culture.

Сколиозы являются важной медико- социальной проблемой в связи с большой распространенностью среди детей. Многие исследователи отмечают увеличение числа детей с прогрессирующими формами сколиоза, приводящими к инвалидизации [1].

Угроза заболевания сколиозом обычно усиливается у детей и подростков в период развития их организма. Все эти изменения неблагоприятно отражаются на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. Помимо неврологических расстройств, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, в следствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям. У ребенка, подверженного сколиозу, замедляется

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

физическое развитие. Именно поэтому поиск эффективных путей профилактики и лечения данного заболевания — одна из актуальных задач современной медицины [2].

Стоит отметить, что сколиотические болезни хорошо поддаются лечению в детском возрасте, потому, что позвоночный столб и его изгибы находятся еще на стадии формирования. Окончание формирования позвоночника завершается в 20-25 лет. Стоит также отметить, что гораздо проще предотвратить усугубление развития сколиоза на его ранней стадии или, если, например, у детей существует предрасположенность к данному виду заболеваний, то с помощью профилактики, а именно с помощью упражнений можно и вовсе предотвратить появление этих заболеваний. Это доказывает, что в предотвращении развития сколиоза важна роль физической культуры [3]. Если на ранних стадиях заболевания заниматься плаванием и физической культурой, организовать распорядок дня больного в соответствии с требованиями ортопедического режима и здорового образа жизни, то это будет способствовать развитию мышц и сухожилий ребенка. Во время физических упражнений позвоночник становится сильнее, что является важным фактором в оздоровлении больного и предотвращении инвалидности [4].

Физическая реабилитация может применяться как самостоятельный вид лечения, так и после оперативных методов для восстановления больных. Ее задача — приостановить прогрессирование болезни, стабилизировать состояние человека [5].

ЛФК — один из методов лечения и профилактики, как сколиоза, так и других болезней, который содержит в себе физические упражнения, которые позволяют пациентам вернуть себе работоспособность и трудоспособность, а также эти упражнения помогают предотвратить появление осложнений. Для детей ЛФК несет не только лечебную функцию, но и воспитательную, то есть ее задачей, также является приучение ребенка к зарядке и физической культуре в целом, ведь она является залогом здоровья человека [6]. Главными задачами ЛФК являются укрепление ослабленных мышц, повышение их выносливости, создание мышечного корсета, повышение общего тонуса всего организма человека, обучение правильному дыханию, воспитание правильной осанки, воздействие на позвоночник с целью разгрузки и мобилизации [7]. ЛФК подбирается с учетом степени искривления позвоночника, течения болезни, прогнозов на ее прогрессирование.

Плавание тоже является эффективным методом лечения сколиоза. Польза плавания обосновывается тем, что в воде тело человека находится в состоянии гидростатической невесомости. В ней происходит разгрузка позвоночника от веса всего тела. Между позвоночными дисками при плавании увеличивается расстояние, это способствует возвращению их в правильное положение [8]. Вообще, следует сказать, что благодаря плаванию увеличивается объем легких, улучшается работа сердечно-сосудистой системы, координация движений человека. Для достижения лечебного эффекта заниматься плаванием нужно регулярно, примерно 2-3 раза в неделю на протяжении длительного периода [9].

В Узбекистане в государственных масштабах осуществляются оздоровительные мероприятия, направленные для достижения основной цели — «Здоровая мать — здоровый ребенок». Привлечение детей к массовому спорту, расширению масштабов медико-профилактических мероприятий служит важным фактором реализации приоритетных задач в этом направлении [5].

Ведущую роль в мониторинге здоровья детей и подростков играет профилактические медицинские осмотры, основной задачей которых является получение объективной информации на индивидуальном, групповом и популяционном уровне [2].

Учитывая, что в Узбекистане в настоящее время к спорту приобщаются миллионы школьников, возрастает роль и значение систематического мониторирования и оценки

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

организации занятий физическим воспитанием и спортом, их воздействия на развитие и здоровье детей. Эффективность занятий физическим воспитанием и спортом, а также проводимых других мероприятий по оздоровлению подтверждается данными углубленных медицинских осмотров. В 2016 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилась частота обращаемости по поводу сколиоза — на 3,6% по Республике Каракалпакстан и на 4,1% — по республике Узбекистан.

В результате осуществления последовательных мер по обучению и восстановлению здоровья учащихся уменьшается количество детей со сколиозом и полностью оздоравливаются. Это яркий пример того, что в республике реализуется ряд государственных программ направленных на создание условий для рождения и воспитания здорового поколения. Стоит учитывать, что разумные физические нагрузки в раннем детстве укрепляют организм, а также являются отличным фундаментом будущего здоровья нации [5].

Полученные данные показывают, что массивное привлечение детей к занятию спортом оказывают благотворное влияние на развитие и состояние здоровья детей, в частности — успешной профилактики сколиоза. Последовательно реализуемая концепция «Здоровая мать — здоровый ребенок», программы и проекты, направленные на развитие детского спорта, привлечение молодежи к массовому спорту, пропаганду здорового образа жизни среди юношей и девушек, повышение медицинской культуры в семье, проведение медико-профилактической работы, дают свои весомые результаты.

1. Абу Атван Ю. И. Физическая реабилитация детей разного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата: спортивная психология // Мир спорта. 2004. №2. С. 61-63.

2. Гоглева С. Комплексный метод коррекции осанки: создание представлений о статической осанке // Здаровы лад жыцця. 2014. №6. С. 11-12.

3. Скиндер Л. А., Герасевич А. Н. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе. Лечебное плавание; Фитбол-гимнастика. Брест, 2006. 36 с.

4. Ванда Е. С., Глазько Т. А. Физическая культура студентов, имеющих сколиотическую болезнь. Минск, 2013. 92 с.

5. Икрамов А. И., Ахмедова Д. И. Медицинские основы физического воспитания и спорта в формировании гармонично развитого поколения (Методическое руководство). Ташкент, 2011.

6. Толстокорова Е. В., Ивасенко И. В. Дифференцированный подход к коррекции нарушений осанки у младших школьников 7-8 лет с учетом типа вегетативной регуляции сердечного ритма и вида нарушения осанки // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы всеросс. науч.-практ. конф. молодых ученых. Омск, 2006. С. 236-239.

7. Еникеев А. Р., Ахмадеева Э. Н., Еникеева З. М. Роль факторов риска в развитии и прогрессировании сколиоза у детей и подростков // Педиатрия. 2008. Т 87. №1. С. 84-87.

8. Крукович Е. В., Жданова Л. А., Лучанинова В. Н. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков // Педиатрия. 2007. Т. 86. №2. С. 103-106.

9. Толочко Е. Н., Толочко Т. В., Толочко О. Е. Плавание в лечении сколиоза // Формирование здорового образа жизни, организация физкультурнооздоровительной работы с населением: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 2005. С. 102-103.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

1. Abu Atvan, Yu. I. (2004). Fizicheskaya reabilitatsiya detei raznogo vozrasta s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata: sportivnaya psikhologiya. Mir sporta, (2), 61-63. (in Russian).

2. Gogleva, S. (2014). Kompleksnyi metod korrektsii osanki: sozdanie predstavlenii o staticheskoi osanke. Zdarovy ladzhytstsya, (6), 11-12. (in Russian).

4. Vanda, E. S., & Glazko, T. A. (2013). Fizicheskaya kul’tura studentov, imeyushchikh skolioticheskuyu bolezn’. Minsk. (in Russian).

5. Ikramov, A. I., & Akhmedova, D. I. (2011). Meditsinskie osnovy fizicheskogo vospitaniya i sporta v formirovanii garmonichno razvitogo pokoleniya (Metodicheskoe rukovodstvo). Tashkent.

6. Tolstokorova, E. V., & Ivasenko, I. V. (2006). Differentsirovannyi podkhod k korrektsii narushenii osanki u mladshikh shkol’nikov 7-8 let s uchetom tipa vegetativnoi regulyatsii serdechnogo ritma i vida narusheniya osanki. In Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoi kul’tury, sporta i olimpizma v Sibiri: materialy vseross. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh. Omsk, 236239. (in Russian).

7. Enikeev, A. R., Akhmadeeva, E. N., & Enikeeva, Z. M. (2008). Role of risk factors in development and progress of pediatric and adolescent scoliosis. Pediatria, 57(1), С. 84-87. (in Russian).

8. Krukovich, E. V., Zhdanova, L. A., & Luchaninova, V. N. (2007). Riskovye periody formirovaniya zdorov’ya detei i podrostkov. Pediatria, 86(2), 103-106. (in Russian).

9. Tolochko, E. N., Tolochko, T. V., & Tolochko, O. E. (2005). Plavanie v lechenii skolioza. In Formirovanie zdorovogo obraza zhizni, organizatsiya fizkul ‘turnoozdorovitel ‘noi raboty s naseleniem: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Vitebsk, 102-103. (in Russian).

Упражнения ЛФК при сколиозе у взрослых и детей

Какие проблемы решают упражнения ЛФК при сколиозе

Лечебная физкультура – один из основных методов лечения сколиоза. Искривление позвоночника может быть вызвано самыми различными причинами – врожденными нарушениями развития позвоночного столба (диспластический сколиоз), повышенной нагрузкой на позвоночник при патологии нижних конечностей (косолапость, плоскостопие), тяжелыми поражениями нервной системы (перенесенный полиомиелит), а чаще всего до конца невыясненными факторами (идиопатический сколиоз).

Тем не менее, один из ведущих механизмов развития всех без исключения видов сколиоза – дисгармония напряжения мышечных пластов. Именно нарушение нормального взаимодействия мышц способствует неуклонному прогрессированию искривления позвоночника.

Поэтому первоочередная задача ЛФК при сколиозе – восстановление гармонии мышечного взаимодействия. Как показывает клинический опыт, решение данной проблемы не только приостанавливает развитие тяжелых прогрессирующих форм сколиоза, но и уменьшает выраженность органического дефекта.

Сегодня существуют методики коррекции сколиоза, которые способны уменьшить деформацию позвоночника на одну или даже две степени, – это, прежде всего, остеопатическое лечение и мануальная терапия. Однако для предупреждения рецидива заболевания и восстановления осанки необходимы дополнительные меры, позволяющие удержать позвоночник в нужном положении. Упражнения ЛФК при сколиозе помогают создать естественный корсет из мышечной ткани, который справляется с данной задачей намного лучше искусственных ортопедических аналогов.

Последние исследования течения сколиоза у подростков показали, что даже начальные стадии развития патологии (сколиоз 1 и 2 степени) способны вызывать нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, которые можно характеризовать как проявления сколиотической болезни. Так что еще одна важная задача упражнений ЛФК при сколиозе – коррекция проявлений сколиотической болезни, путем восстановления нормальной деятельности всех органов и систем организма.

Кроме того, так же как и другие профилактические комплексы лечебной физкультуры, упражнения ЛФК при сколиозе являются мощным фактором оздоровительного, общеукрепляющего и социализирующего воздействия.

При схожих симптомах рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией и лечением. Первый прием врача в клинике «Восстановительная медицина» проводится бесплатно.

Упражнения ЛФК при сколиозе у детей

Лечение сколиоза у детей методом ЛФК требует особого внимания и осторожности. Потому что, с одной стороны, в период интенсивного роста можно достичь максимальной коррекции органического дефекта и полного устранения симптомов сколиоза, с другой – при неправильном лечении возможно бурное прогрессирование патологии с переходом из первой степени во вторую или даже третью всего за 1-2 года.

Как правило, комплексы упражнений ЛФК при сколиозе у детей включают следующие виды упражнений:

o корректирующие (симметричные и ассиметричные);

o упражнения для создания естественного мышечного корсета;

o дыхательная гимнастика;

o упражнения для нормализации осанки и улучшения координации движений;

o общеукрепляющая гимнастика.

Корректирующие упражнения при сколиозе у детей назначаются, как правило, индивидуально, с учетом особенностей развития патологии (причина возникновения сколиоза, локализация кривизны, степень выраженности дефекта, а также степень риска прогрессирования искривления позвоночника) у конкретного пациента (возраст, пол, индивидуальные темпы роста скелета, исходное состояние естественного мышечного корсета и общее состояние организма).

Без учета всех перечисленных выше факторов упражнения ЛФК при сколиозе могут принести ребенку больше вреда, чем пользы. Особенного внимания требуют асимметричные корректирующие упражнения, которые должны проводиться под наблюдением врача-профессионала.

Упражнения ЛФК при сколиозе у взрослых

Как свидетельствуют многочисленные отзывы в сети, многие пациенты считают, что исправление сколиоза у взрослых практически невозможно. Между тем, такое предубеждение не соответствует действительности.

При помощи современных методик в любом возрасте остаются шансы значительно сгладить выраженность органического дефекта. К сожалению, мы не можем гарантировать стопроцентную коррекцию для всех обратившихся к нам пациентов, поскольку медицинский прогноз зависит не только от причины развития искривления позвоночника и степени сколиоза, но и от множества других факторов (локализация искривления, наличие осложнений и сопутствующих заболеваний, общее состояние организма).

Тем не менее, наш клинический опыт показывает, что даже в тех случаях, когда полностью скорректировать искривление позвоночного столба невозможно, лечение не является безрезультатным, поскольку укрепляет естественный мышечный корсет, нормализует работу внутренних органов и повышает качество жизни больного.

Следует учитывать, что даже незначительное искривление позвоночника (1 или 2 степень сколиоза), оставленное без лечения, способствует раннему развитию остеохондроза позвоночника и повышает риск возникновения патологии нижних конечностей (плоскостопие, артриты и артрозы).

Для того чтобы записаться на первичную консультацию специалиста бесплатно, звоните по телефону:

Лечебная физкультура при сколиотической осанке и сколиозе

17.03.2016 13:22 Автор: Слугин В.И.

Формирование осанки и двигательного стереотипа, необходимого для лечения сколиоза, предусматривает выполнение каждой мышцей, участвующей в фиксации позы и в процессе жизнедеятельности, своих функциональных «обязанностей», согласованных с работой других мышц, участвующих в движении.

Уровень развития скелета прямо пропорционален двигательной активности ребенка, т.к. функциональные раздражители оказывают благоприятное действие на зоны роста позвонков. М.Б.Цыкунов (1997) отмечал, что ортопеды нередко необоснованно ограничивают двигательную активность ребенка, что наносит ему непоправимый вред, снижая выносливость к нагрузкам и формируя комплекс неполноценности.

Мы считаем, что представление о лечебной физкультуре, как выполнение комплекса специально подобранных упражнений, следует расширить до понимания ее роли как составной части метода функциональной реабилитации больных сколиозом.

Отсюда следует, что важное условие для повышения эффективности реабилитации – пациент должен отдавать себе ясный ответ, в чем назначение каждого движения, т.к. при отсутствии понимания и мотивации к физическим нагрузкам эффект занятий будет ничтожен. Не случайно наблюдения Т.К.Жоржоладзе (1966) показали, что эффективность занятий лечебной физкультурой у девочек выше, чем у мальчиков. Это можно объяснить большей степенью ответственности их в выполнении всех рекомендаций. Очень важен положительный эмоциональный фон при работе с этим контингентом больных.

Методика коррекции сколиотической осанки и реабилитации больных сколиозом включает несколько последовательных этапов:

1. Симметричный обучающий комплекс.

2. Симметричный тренирующий комплекс.

3. Корригирующие упражнения (по индивидуальной программе).

4. Деторсионные упражнения (по индивидуальной программе).

Комплекс N 1 (обучающий).

1. Занятие начинается с активной коррекции осанки перед зеркалом.

Встать перед зеркалом и, под контролем зрения, выровнять высоту плеч,

вертикальная линия от носа должна проходить по середине туловища. Линии талии, просвет между рукой и талией, форма “треугольников талии”- должны быть симметричны. После этого надо присесть и встать. Если осанка не сохранилась, следует повторить все сначала. Количество и продолжительность таких занятий зависит от успехов.

Только после того, когда пациент освоит приемы коррекции (хотя бы

немного), можно перейти к выполнению комплекса.

2. В каждом упражнении решающим является обучение техники выполнения отдельных движений. Обычное выполнение комплекса упражнений – не поможет исправить нарушение осанки.

Упражнения выполняются медленно, с правильной фиксацией каждого положения. Движения выполняются без рывков. Все мышцы, принимающие участие в движении, должны быть напряжены. Чем длительнее фиксация позы при выполнении каждого движения, тем лучше. Дыхание не задерживать. С этой целью при выполнении упражнения можно – вслух считать, читать стихи и т.п. При возвращении в исходное положение, обязательно, на несколько секунд следует расслабиться.

С целью увеличения статической нагрузки, по мере роста тренированности, в руки можно дать гантели и/или на ноги привязать мешочки с песком.

3. При выполнении упражнения и во время отдыха (в любом исходном положении) должен быть постоянный контроль за сохранением средней линии: голова, линия позвоночника, межягодичная складка, ноги – все они должны располагаться на прямой линии. Соответственно, инструктор ЛФК должен находиться на линии «голова-ноги».

4. Продолжительность занятия: 5-7 лет – 20-30 минут, 8-10 лет –

30-40 минут, 11-15 лет – 40-50 минут.

5-7 легких упражнений из этого комплекса можно включить в комплекс

5.1 Исходное положение (И.П.) – основная стойка (О.С.). Поднять руки через стороны вверх – вдох. Приподняться на носках и потянуться. Сохранить равновесие несколько секунд. Вернуться в И.П. – выдох.

5.2 И.П. – О.С. Присесть на носках -спина прямая. Сохранить равновесие и после этого встать.

5.3 И.П. -О.С., руки в стороны- на уровне плеч. Вращение руками вперед и назад. Амплитуда вращения от маленькой до максимальной. Hе прогибаться в поясничном отделе.

5.4 И.П.-О.С. Руки скользящим движением сбоку, вдоль туловища, поднять вверх, одновременно выполняя вдох. Вернуться в И.П. – выдох. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

5.5 И.П. – лежа на животе, руки лежат на полу верху (где голова), ноги вместе. Приподнять руки и грудь от пола. Напрячь мышцы – спины, ягодичные, ног. Слегка потянуться. Вслух считать до 5-10-… Вернуться в

Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

И.П. для усложнения – можно между стопами зажать мяч.

5.6 И.П. -тоже. Поочередно или одновременно приподнять ноги. Напрячь все мышцы туловища, потянуть носок (или пятку). Таз не поворачивать.

5.7 И.П. -тоже. Работа руками – плавание стилем “брасс”. Hоги – вместе или на ширине плеч. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

В качестве усложнения упражнения, одновременно ногами выполнять вертикальные или горизонтальные “ножницы”. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

5.8 При усталости: И.П. лежа на животе, приподняться на локтях. Вдох грудью (живот – неподвижен). Выдох. Повторить несколько раз.

5.9 И.П. лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Одновременно приподнять правую руку и левую ногу. Таз и грудная клетка должны быть плотно прижаты к полу и не разворачиваться. Вернуться в И.П. Повторить упражнение другой рукой и ногой.

5.10 И.П. тоже. “Колобок”. Hе скрещивая руки и ноги перевороты на живот, затем на спину. Таким образом “катиться” до конца комнаты и назад. После каждого переворота проверить и, при необходимости, выровнять туловище, руки, ноги.

5.11 И.П. лежа на спине, руки в стороны или под голову. Ногами – вертикальные и горизонтальные “ножницы”. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

5.12 И.П. лежа на животе. Приподнять руки и ноги от пола. Покачаться (“лодочка качается”). Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П. Отдохнуть.

5.13 И.П. лежа на спине, руки под головой или в стороны. “Велосипед”. Чем ниже расположены ноги, тем труднее выполнять упражнение.

При выполнении упражнения прижимать плечи (локти) и поясницу к полу. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!

5.14 И.П. лежа на спине, руки вверху. “Растяжка”: потянуться руками и ногами. Поясницу – прижать к полу.

5.15 И.П. лежа на спине, руки вверху. Рывком сесть, потянуться руками вверх. Вернуться в И.П.

5.16 Упражнение для отдыха (можно выполнять чаще – при необходимости). И.П. лежа на спине. Одна рука расположена на груди, другая – на животе. Выполнить вдох грудью, затем животом. Выдох – в обратной последовательности. Руки в этом положении необходимы для контроля за правильностью выполнения дыхания.

5.17 И.П. лежа на спине, руки внизу. Приподнять голову и потянуться руками к ногам, носки потянуть на себя. Вернуть в И.П.

5.18 При сутулости. И.П. лежа на животе. Руки сзади (на ягодицах) “в замке”. Приподнять грудь и ноги от пола. Фиксировать положение на несколько секунд. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.

5.19 И.П. лежа на животе, руки вверху. Приподнять руки и ноги.

Развести их в стороны. Соединить. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук. позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.

5.20 И.П. -стоя на четвереньках:

5.20.1 Поочередно поднимать руки вперед.

5.20.2 Поочередно поднимать ноги.

5.20.3 Одновременно поднять разноименные руку и ногу.

Туловище фиксировать в горизонтальном положении без поворота грудной клетки и таза.

5.21 И.П. стоя на коленях. “Прыжок леопарда”.

5.22 И.П. стоя на четвереньках. Переход “в положение скольжения” и скольжение по полу. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.

5.23 И.П. лежа на животе, руки с медицинболлом (мешочек с песком) вытянуты:

5.23.1 Приподнять грудь и положить набивной мяч за голову. Вернуться в И.П.

5.23.2 Метание набивного мяча в цель. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.

5.24 И.П. О.С. Растягивать эспандер в разных направлениях, сохраняя симметричное положение туловища.

5.25 И.П. – О.С. Метание мяча в цель (“баскетбол”). Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.

5.26.1 Ходьба на месте. Колени поднимать до прямого угла.

5.26.2 Ходьба по комнате. Руки подняты вверх и напряженно вытянуты.

5.26.3 Ходьба по палочке (по полоске).

Контроль за осанкой. Не прогибаться в поясничном отделе. Для усложнения, на голову положить мешочек с песком.

Основное, при выполнении этого упражнения, – напряжение всех мышц

туловища, рук, ног и “самовытяжение”.

5.27 Повторить упражнение 1.

Комплекс N 2 (тренирующий).

1. Исходное положение (ИП) основная стойка (ОС) перед зеркалом. Контроль за правильной установкой корпуса. Присесть на носочках, не наклоняясь вперед, руки за головой. Зафиксировать позу (устойчивое положение) и встать. Проверить осанку.

2. ИП ОС. На счет 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, 4 – руки в стороны, 5 – руки вперед, 6 – вернуться в ИП.

3. ИП ОС, руки в стороны. Вращения руками вперед, затем назад. Сменить направление вращения несколько раз. Темп – от медленного до среднего. Плечи не поднимать, не прогибаться в поясничном отделе. Контроль за осанкой.

4. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох, вернуться в ИП – выдох.

5. Ходьба: руки вверх – на носках, руки за голову – на пятках, руки на поясе – ходьба на наружном краю стоп.

Эти упражнения выполняются в ИП лежа на животе:

6. Руки вверху: 1 – приподнять руки и грудь – потянуться (вдох),

2 – вернуться в ИП (выдох). 10-15 раз.

7. ИП тоже: 1 – развести в стороны руки и ноги, 2 – вернуться в ИП. Упражнение выполнять, не поднимая руки и ноги, а затем – приподняв их. 10-20 раз.

8. ИП тоже. Приподнять прямые ноги, не сгибая колени, – фиксировать положение, вернуться в ИП. 10-15 раз.

9. Кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах, меняя направление вращения. При сутулости сближать лопатки.

10. Приподняться на локтях – произвольное дыхание. Упражнение можно выполнять после утомительного упражнения.

11. Плавание стилем «брасс». 2-3 раза по 15-30 сек.

12. Руки под подбородком. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать. 2 раза по 15-30 сек.

13. Лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Потянуться, напрячь все мышц туловища, рук, ног и, не скрещивая рук и ног, перевернуться на спину («колобок»). Выполнить несколько переворотов в одну сторону и повторить это в обратном направлении.

Эти упражнения выполняются в ИП лежа на спине:

14. Руки внизу. Через стороны руки поднять вверх (вдох) – потянуться, вернуться в ИП – выдох. 6-8 раз.

15. ИП тоже. Руками потянуться к ногам, носки стоп потянуть на себя. Фиксировать позу 5-10 сек. И вернуться в ИП. 8-14 раз.

16. Руки под голову. «Велосипед». Ноги не сгибать более 90 град., поясницу прижать к полу, плечи не поднимать. 2 раза по 15-30 сек.

17. Руки внизу. 1 – согнуть руки и ноги, 2 – руки выпрямить вверх, ноги выпрямить под углом 45 град., фиксировать положение; 3 – согнуть руки и ноги, 4 – вернуться в ИП. 8-12 раз.

18. ИП лежа на спине. Правая рука лежит на груди, левая – на животе. На счет 1 –вдох «животом», 2 – вдох «грудью», 3 – выдох «грудью», 4 – выдох «животом». 5-8 раз.

19. Руки внизу. Рывком сесть, подняв руки вверх и потянуться. 8-10 раз.

20. Руки под головой. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать, поясницу не отрывать. 2 раза по 15-30 сек.

21. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох (фиксировать осанку), вернуться в ИП – выдох. 5-8 раз.

22. Приседания перед зеркалом (руки за голову) с правильной осанкой. 10-20 раз.

ЛФК при сколиозе у детей – какова эффективность данной методики?

Изображение носит иллюстративный характер

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе – все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма – опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Причины нарушений осанки

Гиподинамия (снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений) наблюдается и у взрослых, и у детей, которые даже в школу предпочитают ездить на транспорте, а не ходить пешком. Несколько часов на уроках, затем внеклассные занятия, часто не связанные со спортом, – здесь много не побегаешь. Приплюсуйте к этому домашнее сидение за выполнением домашних заданий, у компьютера, телевизора – и увидите, что на активный отдых времени не остается.

Результаты подсчетов неутешительны: уроки физкультуры (2 часа в неделю) иногда бассейн, ритмическая гимнастика или модные у мальчишек школы восточных единоборств – вот и все. В плотном распорядке дня школьника нет места ни для прогулок, ни для игр на свежем воздухе.
Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Не способствуя развитию ловкости и подвижности, сидячий образ жизни влечет за собой гипоксию и ослабление иммунитета.

Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника.

Естественные изгибы позвоночника и его деформации

Здоровый позвоночник изогнут в форме буквы «S», которая наилучшим образом помогает ему выдерживать вертикальную нагрузку в положении стоя. Четыре естественных изгиба позвоночника лучше всего различимы при виде сбоку: это лордоз (выпуклость кпереди) в шейном и поясничном отделах и кифоз (выпуклость кзади) в грудном и крестцовом отделах.

Все они формируются еще в младенческом возрасте: грудной кифоз – при лежании на спине, шейный и поясничный лордоз – при лежании на животе, когда ребенок начинает поднимать голову, а позднее готовится принять вертикальное положение. Дефектом осанки считается увеличенный грудной кифоз, приводящий к сутулости, либо увеличенный поясничный лордоз, проявляющийся выпячиванием таза кзади, а живота кпереди.

У детей с дефектами осанки голова часто наклонена вперед, а плечевые суставы приведены так, что грудная клетка кажется запавшей. Такая осанка характерна для подростков в период полового созревания. Девочки часто стыдятся происходящих в их организме изменений и сутулятся, стараясь спрятать растущую грудь. Мальчики, как правило, вообще не заботятся о своей осанке и, быстро прибавляя в росте, превращаются в долговязых, худощавых, а то и вовсе тощих подростков с поникшей головой, сутулой спиной и непомерно длинными руками.

Что делать, если нарушена осанка?

Ребенок с дефектом осанки должен больше двигаться и заниматься физкультурой, но это отнюдь не значит, что его не следует лечить с помощью реабилитационных упражнений. Дошкольников полезно записать на ритмическую гимнастику, а школьникам лучше всего дополнить уроки физкультуры занятиями лечебной гимнастикой. Если позволяют условия, установите в детской шведскую стенку и постарайтесь выделить в недельном распорядке ребенка время на уроки плавания. Все лечебные упражнения можно получить в кабинете ЛФК Малоритской ЦРБ, по направлению участкового врача-педиатра или врача АОП.

Для детей с дефектами осанки обязателен ежегодный врачебный осмотр, чтобы не допустить более серьезных деформаций позвоночника.

Обследование осанки

Оценить осанку ребенка старшего возраста могут медицинские работники при прохождении медицинских смотров, а также и родители, у которых ребенок всегда на глазах. Малоболеющий ребенок реже бывает у врача, поэтому раз в 3-4 месяца разденьте свое чадо до трусов и внимательно осмотрите его спину. Оцените положение головы, симметрию плеч, линию позвоночника, симметрию коленей и стоп. Встав сбоку, оцените изгиб позвоночника, а спереди – симметрию грудной клетки.

При осмотре спины обратите внимание на ее симметрию. Позвоночный столб и межъягодичная складка должны составлять одну прямую линию. Склоненная набок голова, разновысокие плечи, отстающие от грудной стенки края лопаток, уменьшенный треугольник талии с одной стороны, одна нога короче другой, наметившийся горб и явное искривление позвоночника – все эти симптомы требуют немедленного обращения к педиатру, который направит ребенка на ортопедическое обследование и лечение.

На сегодняшний день обследование на наличие сколиоза и нарушение осанки можно пройти бесплатно на топографе в консультативной поликлинике Брестской детской областной больницы, по направлению врача-педиатра или врача АОП.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника

Если дефекты осанки заметнее при взгляде сбоку, то боковое искривление позвоночника обнаруживается при осмотре спины. Упомянутые выше асимметрии могут указывать на наличие сколиотического дефекта осанки, или собственно сколиоза. На рентгеновском снимке врач измеряет т. н. угол искривления и определяет, является ли данная деформация нарушением осанки или сколиозом. Деформация, превышающая 10% – это сколиоз, который подлежит обязательному лечению. В зависимости от величины угла искривления различают 4 степени сколиоза:

до 30% искривления – I степень;

до 60% искривления – II степень;

до 90% искривления – III степень;

более 90% – IV степень.

Сколиоз чаще наблюдается у девочек в возрасте 10-14 лет, когда они быстро растут и созревают. У мальчиков он бывает реже, но может проявляться даже у грудных младенцев, дошкольников и младших школьников. Чем младше ребенок, тем опаснее для него сам сколиоз и его последствия, ибо это не только косметический дефект, проявляющийся в асимметрии спины. Сильному искривлению часто сопутствуют серьезные осложнения. Прямое следствие сколиоза – реберный горб, приводящий у взрослого человека к нарушениям вентиляции и кровообращения в легких. Боковое искривление крестцового отдела сулит в будущем сильные боли в области крестца и поясницы.

Профилактика сколиоза

В профилактике сколиоза следует исключить зависящие от нас внешние факторы, способные в принципе повлиять на развитие деформации. Профилактика начинается с младенчества, имея целью разгрузку неокрепшего позвоночника. Для этого следует чаще класть малыша на живот и не допускать, чтобы его голова создавала вертикальное давление на позвоночник. Когда ребенок чуть подрастет:

правильно держим его на руках (ни в коем случае не усаживать его на одну руку);

правильно подбираем модель прогулочной коляски (мягкое сиденье, амортизирующее давление головы на позвоночник, довольно жесткая спинка);

позаботьтесь о достаточной двигательной активности (частые прогулки и игры на свежем воздухе, уроки плавания);

он должен чаще сидеть по-турецки или лежать на животе (например, перед телевизором).

Школьнику нужен удобный письменный стол (желательно с наклонной столешницей) и стул с мягким сиденьем, высота которого отвечает росту ребенка (обе его стопы должны стоять на полу). При сидении за столом локти ребенка должны лежать на столешнице. Детская обувь должна иметь толстую мягкую подошву или хотя бы мягкую стельку, оберегающую позвоночник от микротравм при ходьбе по асфальту. Лучше всего подходят кроссовки.

Сидение – наименее полезную для позвоночника позу – следует ограничивать. Проследите за тем, чтобы ребенок чаще читал, лежа на животе. Огромное значение имеют подвижные игры на свежем воздухе. Особенно рекомендуется ежедневная 20-минутная прогулка быстрым походным шагом.
Только человек, осознающий жизненную потребность в движении и спорте способен активно обороняться от влияния «сидячей цивилизации» и на долгие годы сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата.

При осмотре спины обратите внимание на следующие особенности:

положение (симметрию) плечевого пояса;

положение (симметрию) лопаток;

Правильное положение тела при сидении за письменным столом.

сиденье слишком низкое

сиденье слишком высокое

слишком высока точка опоры

Нарушение Осанки – причина быстрого старения позвоночника!

Осанка – это положение тела, при котором в норме нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Нарушения в осанке проявляются не только внешними признаками, но и доставляют множество неудобств, болей, способствуют возникновению некоторых заболеваний, снижают устойчивость организма к физическим нагрузкам, снижается иммунитет.

Важно не упустить тот момент, когда нарушения в осанке обратимы. Своевременное обращение к специалисту предотвратит прогрессирование заболевания, позволит избежать возможных последствий и убережет здоровье.

Гимнастика при остеохондрозе шейного-грудного отдела позвоночника

Лечебная физкультура — самый эффективный метод терапии шейно-грудного остеохондроза. Прием препаратов позволяет только на время избавиться от болей. А ежедневные занятия лечебной физкультурой помогают избежать рецидивов патологии за счет укрепления мышц и улучшения кровообращения. Индивидуальный комплекс упражнений при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника составляется врачом ЛФК. Он обязательно учитывает тяжесть заболевания и физическую подготовку пациента.

Правила выполнения гимнастики

Важно знать! Врачи в шоке: “Эффективное и доступное средство от боли в суставах существует. ” Читать далее.

Основное правило лечебной гимнастики и физкультуры — дозирование возникающих во время тренировки нагрузок. Постоянно повторяющиеся движения должны стимулировать укрепление мышц и одновременно не становиться причиной повреждения дисков и позвонков.

Как контролировать нагрузки и правильно выполнять упражнения, показывает врач ЛФК или реабилитолог на первых занятиях. Только после приобретения необходимых навыков пациенту разрешается тренироваться в домашних условиях.

Польза упражнений

Поражение остеохондрозом сразу и шейных, и грудных дисков проявляется множественными симптомами. Устранить большинство из них возможно без использования мазей, таблеток и инъекций. Для этого нужно каждый день уделять около 20-30 минут выполнению упражнений.

Через 2-3 месяца заметно улучшается не только физическое, но и психоэмоциональное состояние человека:

  • боли ослабевают, а затем исчезают вовсе;
  • повышается объем движений в грудном и шейном отделах позвоночника;
  • укрепляется мышечный каркас шеи и спины, стабилизирующий позвоночные структуры;
  • частично восстанавливаются хрящевые ткани за счет усиленного кровоснабжения их кислородом и питательными веществами.

При шейно-грудном остеохондрозе пациентам рекомендованы упражнения не только для укрепления мышц, но и для растяжки. Это способствует увеличению расстояния между телами смежных позвонков, устранению сдавления кровеносных сосудов и спинномозговых корешков.

Эффективность гимнастики

Высокий терапевтический эффект лечебной гимнастики при остеохондрозе отмечается при регулярном выполнении упражнений. Только так мышцы приспосабливаются к возникающим нагрузкам, укрепляется связочно-сухожильный аппарат. В начале занятий не стоит стараться выполнить все, особенно технически сложные упражнения.

Нагружать мышцы нужно постепенно, прислушиваясь к возникающим ощущениям. Если определенные движения приносят удовольствие, то их можно повторять чаще. А упражнения, после выполнения которых в мышцах появляется боль, лучше на время исключить из комплекса. К ним необходимо вернуться спустя 2-3 недели, когда скелетная мускулатура шейного и грудного отделов достаточно укрепится.

Заниматься следует в период ремиссии. На этом этапе возникают лишь слабые дискомфортные ощущения после переохлаждения, резкой смены погоды или физических нагрузок. В подостром периоде тренировки проходят только под руководством врача-реабилитолога.

Разминка

В качестве разминки нужно выполнить несколько неглубоких приседаний и выпадов, поворотов и наклонов корпуса. Затем следует пройтись по комнате, высоко поднимая колени и вытягивая носок. Подготовить мышцы плечевого пояса и шеи можно с помощью махов руками вперед и назад, сведением локтей, круговыми вращениями головой с небольшой амплитудой.

Примеры упражнений

Тренировка начинается с выполнения базовых упражнений, всегда включающихся в комплекс независимо от стадии и тяжести течения шейно-грудного остеохондроза. Количество повторов — от 5 до 10.

Базовые упражнения при шейно-грудном остеохондрозе
В положении стояВ положении сидя
Ноги расставить, руки положить на пояс. Приподнять плечи, задержавшись в этом положении на 15 секунд. Вернуться в исходную позицию, приподнимать плечи поочередноНа вдохе поворачивать голову направо, задерживаясь в этой позиции на 5 секунд, на выдохе принимать исходное положение. Приступить к поворотам головы влево
Выполнять круговые вращения сначала одним, затем другим плечом вперед и назад. Потом вращать обоими плечами, напрягая одновременно мышцы шеи и спиныПлавно нагибать голову, стараясь подбородком прикоснуться к верхней части грудной клетки. Затем медленно запрокидывать ее назад
Ноги расставить, пальцы сцепить в замок перед собой. Наклоняться вперед, тянуться плечом к противоположному коленуНа выдохе округлить спину, как бы стараясь свести плечи вместе. Через 5 секунд выдохнуть, вернуться в исходную позицию

Для возвращения подвижности позвоночника

Даже “запущенные” проблемы с суставами можно вылечить дома! Просто не забывайте раз в день мазать этим.

Подвижность в позвоночнике особенно сильно ограничена при поражении грудного отдела. Поэтому в комплекс обязательно включается несколько упражнений для разработки мышц всей спины:

  • встать на четвереньки, расслабиться, покачиваясь из стороны в сторону. Прогнуться, приподнимая голову вверх, затем округлить спину, опуская вниз подбородок;
  • сесть, вытянуть и немного расставить ноги, ладонями упереться в пол за спиной. Сгибать правую ногу и как можно дальше заводить ее за левую. Одновременно поворачивать, тянуть влево правое плечо. Повторить упражнение в противоположную сторону;
  • встать, завести руки за спину. Левой рукой взяться за правое запястье и легко потягивать его вправо, ощущая напряжение в мышцах грудной клетки. Сменить руки, повторить упражнение.

Каждое упражнение выполнять по 7-10 раз. Не следует останавливать тренировку при появлении слабых болезненных ощущений — они естественны при возникающих нагрузках.

Для расслабления шейного отдела и снятия болей

Причиной болезненности в шейном отделе могут стать мышечные спазмы — защитная реакция организма на ущемление нервных корешков. Для расслабления скелетной мускулатуры нужно выполнить несколько упражнений:

  • сесть, выпрямиться, сцепить пальцы в замок на задней поверхности шеи. Плавно отводить голову назад, медленно покачивая ею. При правильном выполнении упражнения мышцы не напрягаются, а только растягиваются;
  • встать, ноги расставить, пальцы выставленных перед собой рук сцепить в замок. Наклоняться вперед, держа руки параллельно пола, а голову опуская вниз;
  • сесть на стул или табурет, руки положить на колени. Плавно наклонять корпус сначала в одну, затем в другую сторону. Только достигнув максимально возможной точки, медленно наклонить и шею.

Количество повторов — 7-10. При выполнении упражнений на расслабление шейных мышц недопустимо появление дискомфортных ощущений.

Авторские упражнения

Лечение шейно-грудного остеохондроза движениями практикуют многие врачи-реабилитологи и мануальные терапевты. Ими разработаны авторские методики, направленные на устранение всех симптомов патологии, включая хруст, скачки артериального давления, боль в области сердца, одышку, зрительные и слуховые расстройства.

Упражнения по методу Бубновского

Движение, превозмогая боль — основной принцип лечения остеохондроза по методу С. Бубновского. Известный мануальный терапевт предлагает пациента отказаться от приема анальгетиков с самого начала тренировок. Он учит их контролировать боль, ослаблять ее, выполняя определенные упражнения:

  • сесть, поднять руки, сцепив пальцы в замок. Делать кистями плавные движения, как бы выписывая в воздухе восьмерку сначала в одну, затем в другую сторону;
  • встать, руки положить на пояс, ноги расставить на ширине плеч. Вытянуть вперед правую руку, сделать разворот корпуса влево, напрягая мышцы предплечья и спины. Выполнить упражнение в противоположную сторону;
  • сесть, положить ладони на плечи. Сводить локти спереди, а затем отводить их назад на максимально возможное расстояние.

Все упражнения нужно повторить 5 раз в 2-3 подхода. При их выполнении исключены любые резкие движения, включая рывки.

Гимнастика Шишонина

При шейно-грудном остеохондрозе боли возникают при неловком, излишне резком наклоне, повороте головы или корпуса. Чтобы избежать их, человек намеренно ограничивает движения. Неработающие мышцы ослабевают, становятся менее эластичными. Укрепить их позволяют упражнения из комплекса, разработанного врачом-реабилитологом А. Шишониным:

  • встать спиной к стене, плотно прижать к ней плечи, ягодицы, лодыжки. Плавно наклонять голову сначала к одному, затем к другому плечу, ощущая незначительное болезненное напряжение мышц;
  • сесть на табурет, немного расставить ноги, руки опустить вниз. Отводить руки за спину, одновременно вытягивая вперед голову;
  • встать, ладони положить на плечи, вытянуть вперед подбородок. Не поднимая и не опуская его, поворачивать голову в стороны.

Количество повторов — 10-15. Допускается появление умеренной болезненности во время занятий. Но при ее усилении тренировку следует остановить и отдохнуть.

Методика Дикуля

В. Дикуль — автор методики восстановления позвоночника даже при значительных его повреждениях. Его реабилитационные центры оборудованы разработанными им тренажерами для укрепления мышц и одновременного их растяжения. В. Дикуль считает, что только так можно быстро избавиться от тугоподвижности и неврологических симптомов шейно-грудного остеохондроза. Для ускоренной реабилитации пациентов пациентам также рекомендовано ежедневное выполнение упражнений:

  • лечь на спину, руки вытянуть, ноги согнуть в коленях. Поднимать руки вверх, отрывая голову и плечи от пола;
  • сесть, ноги плотно прижать друг к другу. Наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пальцев ног;
  • в положении сидя сцепить пальцы рук в замок на затылке. Наклонять голову назад, оказывая сопротивление ладонями. Затем кисти расположить под подбородком. Наклонять голову вниз, препятствуя надавливанием рук.

Каждое упражнение нужно выполнять 7-10 раз. В процессе тренировок нужно дополнительно напрягать мышцы шеи и грудного отдела позвоночника, даже если они не задействованы при определенных движениях.

Растяжка

В конце каждой тренировки обязательно выполняются упражнения для растяжения мышц спины. Это необходимо не только для адаптации мышц к постоянно повышающимся нагрузкам. Благодаря растяжке увеличиваются промежутки между телами позвонкам, что исключает сдавливание позвоночных артерий и спинномозговых корешков. Какие упражнения наиболее эффективны при шейно-грудном остеохондрозе:

  • лечь на живот, поднимать поочередно сначала руки, затем ноги. Расслабиться, потянуться, поднять сразу руки и ноги, прогибаясь в пояснице;
  • из положения стоя на четвереньках сесть на ягодицы, не отрывая рук от пола и хорошо потянуться, опустив голову вниз;
  • из этого положения прогнуться, сделав упор на руки, ноги выпрямив, а голову подняв вверх.

Количество подходов — от 5 до 10. Во время растяжки должны возникать только приятные ощущения. Врачи ЛФК рекомендуют не пренебрегать этим завещающим этапом тренировок и в целях профилактики болезненности мышц.

ЛФК при обострении

Активные движения во время рецидива шейно-грудного остеохондроза категорически запрещены. Любой чрезмерно интенсивный поворот корпуса или головы может стать причиной острой боли и стойкого мышечного спазма. Допустимы только пассивные упражнения:

  • лечь на спину, поочередно сжимать и разжимать кулаки;
  • лежа на спине плавно касаться ладонями противоположного плеча;
  • лечь на живот, не отрывая рук от пола, смещать их вверх и вниз на 20-30 см.

Усиление боли — сигнал о немедленном прекращении занятия. Возобновить его можно только после продолжительного отдыха.

Чем дополнить гимнастику

Лечебная физкультура и гимнастика лучше всего сочетается с классическим, вакуумным и сегментарным массажем. При проведении процедур массажист обрабатывает только мышцы, не воздействуя на диски и позвонки. После выполнения растираний, поглаживаний, разминаний, вибрирующих движений скелетная мускулатура шеи и спины расслабляется. Поэтому массаж рекомендован после занятий гимнастикой.

Также на этапе реабилитации помимо физкультуры пациентам назначаются физиотерапевтические процедуры для улучшения кровообращения в шейном, грудном отделе позвоночника. Это магнитотерапия, лазеротерапия, ультрафиолетовое облучение, аппликации с парафином или озокеритом.

Ссылка на основную публикацию