Массаж для исправления прикуса у ребенка

Миогимнастика для взрослых и детей: как исправить прикус с помощью упражнений?

Миогимнастика входит в число самых эффективных и доступных методов лечения аномалий в ортодонтии, связанных с дисфункцией жевательных и мимических мышц, неправильным прикусом и нарушениями функций височно-нижнечелюстного сустава. При обнаружении проблемы на начальном этапе в процессе формирования челюсти у ребенка ее решают с помощью упражнений, для выполнения которых требуется только время и терпение.

Миогимнастика – что это такое?

Миогимнастика в ортодонтии представляет собой набор упражнений, способствующих исправлению и (или) предотвращению появления различных дефектов. По принципу действия миотерапия считается лечебной физкультурой, в ходе выполнения которой осуществляется воздействие на разнообразные группы мышц челюстно-лицевой системы, отвечающие за нормальное развитие прикуса.

Гимнастику назначает врач с учетом всех особенностей структуры челюсти пациента. Она выступает в качестве:

  • самостоятельного лечения;
  • элемента комплексной терапии;
  • подготовки к ортодонтической коррекции (назначается за 2 месяца до начала лечебного курса);
  • профилактической меры.

Миогимнастику назначают детям в 4–7 лет. Считается, что в этом возрасте она наиболее эффективна. После 9 лет результативность как лечебного метода снижается, но упражнения могут оказывать дополнительное терапевтическое воздействие на челюсть.

Миотерапия для взрослых и детей: в чем разница?

Миогимнастику используют для лечения взрослых и детей. Однако существенным различием в исправлении челюстных дефектов с помощью гимнастики является то, что в детском возрасте это полноценный, самостоятельный и результативный метод коррекции, в то время как у взрослых это только вспомогательное средство. Во взрослом возрасте более актуальным методом решения проблемы является аппаратное лечение, а также протезирование, ношение брекетов или хирургическое вмешательство.

В детском возрасте разработанный комплекс упражнений обеспечивает:

Упражнения

Любая гимнастика, направленная на исправление аномалий, должна проходить под контролем врача. Именно он после тщательной диагностики назначает комплекс упражнений в зависимости от имеющейся проблемы. Через месяц регулярных тренировок с соблюдением всех правил проведения миотерапии можно наблюдать первые результаты.

При нарушениях прикуса

Набор упражнений зависит от типа нарушения прикуса:

  1. Глубокий. В положении стоя вытянутые руки заводятся назад, а подбородок выдвигается вперед как можно сильнее и возвращается обратно. Повторять по 10–15 раз. Через месяц нижнюю челюсть нужно вытягивать так, чтобы она выходила за верхние резцы. Просто открывать и закрывать рот в течение 3–5 минут до 5 раз в сутки.
  2. Открытый. Осуществлять сильное сжимание челюстей с дополнительным сопротивлением, которое оказывается за счет пальцев, расположенных на фронтальной стороне зубов. Переменное сжимание и разжимание зубов до появления усталости. Зажимание предмета, например карандаша.
  3. Мезиальный. Кончиком языка нужно давить на внутреннюю поверхность коронок по 5 секунд. Повторять упражнение 5 минут. Сидя на твердой поверхности и запрокинув голову назад, касаться языком основания неба. Завести нижнюю губу как можно дальше в рот под передними зубами.
  4. Косой. Проводится пересеченное смыкание челюстей. Смещение челюсти происходит с широко открытым ртом, после чего медленно и сильно сжимают зубы на 50 секунд.

Для губ и языка

Для губ и языка подходят следующие упражнения:

  • вращение языка под плотно сжатыми губами;
  • удары верхней губой по вытянутому языку, находящемуся на нижней губе;
  • открытие рта с прижатым к небу языком и последующим смыканием губ;
  • прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами;
  • цоканье языком не менее 50 раз с резиновым кольцом на его средине, при этом зубы сомкнуты, а губы приоткрыты;
  • облизывание губ языком от уголка к уголку;
  • касание языком подбородка и кончика носа;
  • счет зубов языком с двух сторон;
  • упор языка попеременно в каждую щеку.


Пять эффективных способов исправления прикуса у детей

Неправильный прикус у ребенка сегодня не проблема. Ее решить обязательно сможет врач-ортодонт. В основном к его помощи родители прибегают в 5-6 летнем возрасте ребенка. Самое важное вовремя обратиться к врачу не дожидаясь прорезывания постоянных зубов. Способы исправления прикуса у детей разные. Детский прикус исправляется быстрее взрослого. Ребенок — это растущий организм. Его зубы в этот период легко поддаются движению.

Периоды прикуса

Существует несколько периодов развития прикуса у человека:

  • Первый период: время новорожденности. В этот период у малышей еще отсутствуют зубы.
  • Второй период: время прорезывания зубов. Он начинается от момента появления первого молочного зуба и заканчивается прорезыванием всех двадцати.
  • Третий период: время сменного прикуса. Он начинается от момента смены молочных зубов на постоянные.
  • Четвертый период (заключительный): время становления постоянного прикуса. В этот период во рту должны находиться все коренные зубы.

Почему детский прикус формируется неправильно?

На правильность формирования детского прикуса влияют следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность;
  • дефекты зубов;
  • удаление молочных зубов раньше срока;
  • прорезывание зубов позже срока;
  • болезни лор-органов;
  • болезни десен;
  • постоянное питание жидкой (мягкой) пищей;
  • воспаления ротовой полости;
  • длительное сосание соски;
  • вредная привычка: сосание пальцев.

Как разглядеть неправильный прикус?

Выравнивание прикуса у детей требуется, если есть нижеперечисленные симптомы:

  • зубы выступают вперед;
  • зубы заходят назад;
  • во время смыкания челюсть встает неправильно;
  • зубы стоят не по своей оси (развернуты);
  • видны достаточно большие зубные промежутки;
  • сверкомплектные зубы;
  • ряд зубов на глаз неровный.

Способы исправления прикуса у детей

Исправить прикус у ребенка можно несколькими способами:

1. Миотерапия. С ее помощью происходит исправление прикуса у детей без брекетов. Способ включает в себя специальные упражнения, которые прекрасно тренируют жевательные и мимические мышцы. Метод популярен в лечение деток маленького возраста (с четырех лет). Очень важно при назначение и применение такого лечения знать, что ребенок осознанно понимает, зачем и как ему нужно правильно выполнять упражнения. Во время занятий без контроля взрослого не обойтись. Следует помнить и о регулярности выполнения занятий.

2. Аппаратный. Метод состоит из применения специальных конструкций (брекеты, трейнеры, пластинки). Указанные приспособления можно использовать после шестилетнего возраста.

3. Хирургический. Способ заключается в проведение операции на челюсти.

4. Ортопедический. Прикус исправляется с использованием ортопедических конструкций (виниры).

5. Комплексный. Состоит из нескольких способов.

Применение пластинок

Конструкция не требует постоянной носки и относится к съемным устройствам. Обычно ее снимают во время еды или при других обстоятельствах, когда малыш ощущает от нее дискомфорт.

Конструкция имеет несколько металлических элементов (винты, крючки, дуги и пружины). Ее изготавливают отдельно для каждого пациента. Процедура изготовления следующая: врач-ортодонт осматривает, снимает слепки с челюсти, в лаборатории отливают по слепкам гипсовую модель, на основе полученной модели изготавливают пластину. Ортодонт самостоятельно регулирует положение пружинок и крючков. Подобные действия врача позволяют передвигать зубы и зубные ряды в правильном направлении.

Пластинки эффективно исправляют прикус на ранних стадиях. Но иногда можно услышать от знакомых, что вышеописанные конструкции не позволили их детям исправить прикус. Это неправда. При постоянной носке и соблюдении всех рекомендаций врача-ортодонта обязательно наступит желаемый результат. Хоть пластинки не относятся к постоянно установленным устройствам, носить их нужно не снимая. Вынимать конструкции разрешается только во время еды, чистке зубов и в некоторых других жизненных ситуациях (например, при фотографировании).

Некоторые капризные дети не желают носить пластинки. Задача родителей состоит в донесении до малыша информации о необходимости лечения. При этом есть острая необходимость в постоянном контроле за ребенком. Нужно будет следить за тем, не снял ли ребенок устройства.

Применение трейнеров

Трейнеры изготавливают не по слепкам. Их производством занимаются специальные фирмы. Их изготавливают из силикона. Такие конструкции тоже широко используются при исправлении прикуса в раннем детском возрасте.

Трейнеры – съемные устройства. Этот аппарат для исправления прикуса у детей нужно носить лишь некоторое время. Например, ночью и три часа днем.

Материал позволяет зубам быстро приспособиться к правильному положению. Кроме основного лечения трейнеры используют для закрепления достигнутых результатов в выравнивание зубов и для устранения некоторых дефектов.

Основным показанием для применения трейнеров является скученность зубов. Кроме этого, устройства эффективно выравнивают зубы при наличии промежутков между зубами. Однако исправление прикуса с большими промежутками больше касается взрослых пациентов. У детей с молочными зубами дефект исправится сам собой при появлении постоянных зубов.

Кроме трейнеров в современной практике ортодонта применяются аппараты ЛМ-активатор и миобрейс.

Любимым преимуществом трейнеров для пациентов является их невидимость. Маленькие пациенты, которые носят подобные конструкции не ощущают дискомфорта при общении.

Зубные трейнеры рекомендованы к применению в следующих случаях:

  1. Нельзя поставить эффективную брекет-систему.
  2. Речь пациента нарушена.
  3. Есть острая необходимость отучения от вредной привычки: сосание пальца.
  4. Неправильное глотание.
  5. Трудности при дыхании носом.
  6. При глубоком, открытом прикусе.
  7. При небольшом дефекте прикуса.

Виды трейнеров в ортодонтии

  • Начальный (синий). Его производят из очень гибкого материала.
  • Завершающий (розовый, красный). Материал трейнера более твердый. На зубы он оказывает более сильное воздействие, чем начальный трейнер.

С какого возраста нужно начать исправление прикуса у детей трейнерами? Лучше если это будет 5-8 лет. Способ действенный и безболезненный. Раннее начало лечения неправильного прикуса у детей даст 90% результат.

В 6-12 лет первые зубки малышей меняются на постоянные. В этот период очень активно растут кости челюсти, давая пространство для вылезания новых зубов. Если использовать трейнеры в указанный период смены прикуса, то в дальнейшем челюсть будет правильно развиваться. Это позволит избежать дорогого лечения в будущем.

Трейнеры обязательно нужно мыть после того как еда попала вам в рот. Держать в руке их нужно крепко. Нельзя допустить падения этого устройства. Даже для дезинфекции трейнеры нельзя подвергать кипячению и мыть под сильно горячей (и, наоборот, холодной) водой.

Нужно всегда помнить, что во рту находятся выравнивающие устройства. Поэтому запрещается жевать трейнеры и сильно сжимать зубами.

За трейнерами нужно тщательно следить. Периодически проводить осмотр. Повреждения недопустимы. Хранить устройства лучше в специальном контейнере.

Применение брекетов

Это несъемные конструкции. Брекеты крепятся к каждому зубы индивидуально. Конструкция включает в себя лигатуры, дуги, пружинки и брекеты. Указанные приспособления ставят в 12 лет. Тогда во рту у малыша есть только постоянные зубы.

Во время их носки приходится часто посещать врача-ортодонта. Он проводит корректировку натяжения с помощью проволоки. Носить маленькому чаду придется их круглосуточно. Поэтому важно довести до маленького пациента, что ему придется это сделать. Кроме этого, ребенок должен будет изменить свои любимые привычки. Например, ему категорически запрещается жевать жвачку и кушать твердую (орехи) пищу.

Сапфировые системы, благодаря используемому материалу не заметны на зубах. Но они подходят только людям с белым цветом эмали. Конструкция не окрашивается, не держит налет и остатки еды. Недостатком считается время исправления неровностей зубов. Оно больше, чем у металлических брекетов.

Металлический вариант самый простой, дешевый и очень давнишний. Вся конструкция крепится на наружную сторону зубов. Положительной чертой стальных брекетов является их хорошая прочность, недостатком — неэстетичный внешний вид.

К современному варианту брекетов относят керамические брекеты. Они эстетичны, относительно недороги и незаметны.

Хирургический метод

Вышеописанные способы лечения – это консервативные методы исправления прикуса у детей. Но не всегда они помогают. Если дефект и аномалии сильно выражены, то прибегают к помощи хирургов. Во время лечения врач-ортодонт и хирург работают в паре.

Не нужно считать, что хирургическая помощь нужна лишь для эстетики. Здесь на чашу весов поставлено здоровье пациента. Неправильный прикус через небольшой промежуток времени приведет к желудочно-кишечным проблемам.

На хирургию не идут ортодонты, если проблему можно решить капами или другими устройствами. Подобное вмешательство позволяет смещать структуру лица и исправлять деформации скелета.

Операцию по исправлению прикуса проводят под наркозом. Систему челюсти выставляют в правильном положении и фиксируют ее подготовленной шиной. Она носится в течение 2 недель.

Методы исправления прикуса у детей иногда требуют удаление одного или нескольких зубов. Промежутки, которые получаются после удаления зубов, врачи используют для выравнивания. К удалению прибегают при наличии очень важных факторов и полной диагностике рта.

Ортодонтический способ

Исправить неправильный детский прикус можно с помощью винтов, кап и виниров.

Капы выравнивают весь ряд зубов. Их изготавливают индивидуально. Раз в 2 месяца конструкции заменяют на новые. Капами нельзя исправить сложные случаи (мезиальный, глубокий, дистальный прикус).

Виниры хорошо реставрируют зубы переднего плана, тем самым помогая визуально скрыть неправильный прикус. Композитные виниры не прочные, керамические стоят дорого. Применение виниров требует стачивания зубной эмали.

Ортодонтические винты и аппараты используются при перекрестном прикусе. Устройства действуют по принципу механики.

Комплексный способ

Ортодонт прибегает к нескольким способам одновременно. Например, он может назначить проведение миотерапии и ношение любого из аппарата. Наиболее часто в практике используется хирургическое вмешательство с ношением брекет-систем. Если дефект очень сильно выражен, то такой подход принято считать основным. Подобная практика применяется на детях 6-12 лет.

Комплексный подход учитывает то, что достигнутый результат нужно удержать.

Как дальше?

Можно выдержать все неприятности во время лечения, зная, что эффект обязательно будет. При этом важно удержать полученный результат.

Поэтому выделяют ретенционный период, на протяжении которого и происходит закрепление эффекта выравнивания. На этом этапе челюсть окончательно перестраивается на правильный путь.

Детям обычно назначают съемные ретенционные аппараты. Время носки подобных устройств зависит от сложности прикуса.

Родители должны показать ребенку, как правильно ухаживать за установленными устройствами. Некачественная гигиена сильно увеличит риск возникновения кариеса. Уход состоит в регулярной чистке. Для пластинок и капов желательно выделить отдельную щетку. Помимо нее можно использовать реализуемые через аптечную сеть пасты и гели.

По особому нужно отнестись к брекет-системам. В конструкции из-за того, что она не снимается, застревает большое количество еды. Поэтому очищать ее нужно после каждого приема. В помощь пациенту пойдут нити и ершики.

Родители или должны научить малыша правильно выполнять манипуляции по уходу или взять весь процесс на себя. Здесь контроль со стороны старшего поколения необходим.

Как предупредить?

Если нарушение прикуса возникло у малыша на генетическом уровне, то, к сожалению, это факт предотвратить нельзя. Но другие факторы можно существенно минимизировать. Для этого прочитайте следующие советы:

  • Зачатки зубов формируются у плода на 20 недели. Поэтому будущая мать обязана употреблять в пищу продукты с фтором и кальцием.
  • Искусственное вскармливание плохо влияет на прикус. Верхняя челюсть новорожденных больше противоположной. Их размеры со временем приходят к одинаковому значению благодаря сосанию груди. В это время активно тренируются лицевые мышцы. Когда малыш ест из бутылки, отверстие в соске больше «отверстия» в груди. Получается, что ребенок не сосет, а пьет глотками молоко.
  • Всегда обращайте внимание на дыхание своего чада. Оно должно быть через нос. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, если заметите нарушения.
  • Когда у малыша начинают появляться первые зубки, отучите его от соски или от пальца (если он его берет). Риск неправильного прикуса повышается.
  • Посещайте стоматолога даже без видимых причин (2 раза в год).

В заключение напоминаем, что для ребенка маленького возраста время исправления прикуса будет меньше, чем у старших.

Используемые источники:

  • https://www.dentsplysirona.com
  • Feres MF, Abreu LG, Insabralde NM, Almeida MR, Flores-Mir C (June 2016). «Effectiveness of the open bite treatment in growing children and adolescents. A systematic review». European Journal of Orthodontics.
  • Фищев, С.Б. Чрезвычайные ситуации в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

Как исправить прикус с помощью упражнений?

Когда родители сталкиваются с проблемой неправильного прикуса у ребенка, многим из них на ум сразу же приходит ортодонтическое лечение. Вместе с тем, упражнения в исправлении прикуса могут помочь ничуть не хуже ортодонтических методов. Что это за упражнения и когда они показаны?

Чем поможет миотерапия?

Лечебная физкультура для мышц, окружающих полость рта, называется миотерапией. Миотерапия – эффективный метод лечения в ортодонтии. Упражнения выполняются с целью нормализации работы мышц, тренируют правильное положение губ и языка. Подробнее о других методах лечения неправильного прикуса.

Метод основывается на соблюдении миодинамического равновесия – сила мышц в полости рта и вне её должны быть приблизительно одинаковыми. Если эта гармония соблюдена, то челюсти растут и развиваются правильно. Если же миодинамическое равновесие нарушено, мышцы провоцируют развитие зубочелюстно-лицевых аномалий.

Нарушения в работе мышц возникают как результат вредных привычек:

  • сосания губ, языка, пальца, бытовых предметов;
  • неправильного прокладывании языка;
  • инфантильного типа глотания;
  • ротового дыхания;
  • нарушения жевания или речи.

Существует два способа лечения с помощью миотерапии:

  • В домашних условиях при помощи членов семьи, которые обучились упражнениям у лечащего врача-ортодонта и могут самостоятельно заниматься с ребёнком. Недостатком лечения является отсутствие возможности контролировать регулярность и правильность лечебной физкультуры.
  • Лечение в поликлинике или детском саду при помощи медсестры или ассистента. Для этого формируется группа детей с одинаковыми аномалиями зубов или факторами риска их возникновения. Проводятся ежедневные занятия упражнениями с детками.

Комплекс упражнений для исправления прикуса

Необходимую миотерапию ребёнку может назначать только ортодонт, после тщательного осмотра, сбора анамнеза и постановки диагноза. Лечение назначается деткам с 2,5 лет при наличии факторов риска развития заболеваний, небольших аномалий или как дополнительную терапию при аппаратурном методе лечения.

Упражнения для круговой мышцы рта

Для тренировки круговой мышцы рта и дыхательной мускулатуры можно применять упражнения в виде игры на духовых музыкальных инструментах, проводить выдувание мыльных пузырей или бульканье в воду через трубочку, соломинку.

При наличии у ребёнка ротового типа дыхания необходимо обратится на консультацию к отоларингологу. Возможно необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. После этого можно проводить упражнения:

  1. Удерживать губами лист бумаги или карту в горизонтальном положении и дышать носом.
  2. Плотно зажимать губами линейку и со временем нагружать её.
  3. Упражнение по Rogers: выдвигать нижнюю челюсть вперёд и вверх, нижними зубами прикусывать верхнюю губу. Находится в таком положении несколько минут.
  4. Применять вестибулярную пластинку или губной активатор и проводить упражнения: аппарат вставить между зубами и проводить лёгкие движения открывания и закрывания рта.
  5. Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор или хоботок.
  6. Сомкнуть губы, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
  7. С усилием выдувать воздушную струю.
  8. Соединяют две пуговицы шнуром, одну ребёнок захватывает губами, вторую берёт в руку и натягивает шнур. Упражнение повторяет 10 раз.
  9. Проводить массаж верхней и нижней губы.

Упражнения для языка

После окончания грудного вскармливания у деток изменяется тип глотания. Если же по таким-то причинам он не перестраивается, то такое состояние провоцирует возникновения неправильного прикуса. При прокладывании языка между зубами для миогимнастики используют специальные пластинки с заслонкой для языка.

  1. Цоканье языком.
  2. Ребёнок проглаживает языком твёрдое и мягкое нёбо по середине, затем проглатывает слюну при положении языка на складках твёрдого нёба.
  3. Проводить языком от твёрдого нёба к мягкому и совершить глотательное движение.
  4. Пересчитывать языком зубы с нёбной стороны.

Упражнения необходимо проводить 2 раза в день на протяжении 2-3 месяцев до полного восстановления смыкания губ и носового дыхания. При необходимости курс лечения можно повторить через 3 месяца.

Дополнительные рекомендации

  • Для тренировки дыхания полезно зажимать или заклеивать поочерёдно одну ноздрю;
  • Для тренировки щёчной мышцы рекомендуют набрать в рот воды и удерживать пару минут;
  • При неправильном наклоне одного или нескольких зубов – проводить давление на зубы кончиком языка в течение 2-3 минут несколько раз в день.

Проведения миогимнастических упражнений способствует нормализации работы мышц в челюстно-лицевой области, нормальному развитию прикуса и предупреждает развитие аномалий.

Лиана Мохтари, стоматолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео


Исправление прикуса у детей

Иногда родители приводят своих детей к стоматологу в возрасте 3-5 лет. Безобидная привычка сосать палец или нижнюю губу может привести к неправильному формированию прикуса. Ортодонтическое лечение не всегда назначается в таком возрасте.

Способ исправления прикуса у детей определяется индивидуально, на основании анализов и рентгеновского снимка. Говорить, необходимо ли лечение, можно только тогда, когда прорезались все зубы. Приблизительный возраст – 11-14 лет. В течение этого времени, помимо зубов, у человека развивается и костная система. Поэтому исправление прикуса целесообразно назначать в подростковом возрасте.

Лечение зубочелюстной системы у детей до 11 лет

В некоторых случаях разрешается раннее исправление прикуса у детей. Это лечение подразумевает использование ортодонтических аппаратов. Назначается при смешанном прикусе (когда присутствуют молочные зубы и постоянные). Ранний курс лечения считается законченным, когда прорезываются все постоянные зубы.

Ранее исправление прикуса у детей может упростить коррекцию зубочелюстной системы в подростковом возрасте. Когда можно начинать лечение? В 6-7 лет. В этот период начинает активно расти костная ткань, а молочные зубы меняются на постоянные. Если следить за ростом челюсти в раннем возрасте, она развивается в правильном положении. Показания к процедуре:

  • недостаточно места для ровного роста зубов;
  • быстрый рост одной из челюстей;
  • раннее удаление молочных зубов.

Важно!Детям старше 14 лет труднее достичь хороших результатов. В сложных случаях может потребоваться удаление отдельных зубов.

Зачем нужно следить за правильным развитием окклюзии?

В стоматологии существует множество методов для исправления прикуса у детей. Они предназначены для достижения таких целей: предупреждения вредных привычек, расширения челюстной дуги, коррекции дефектов речи и положения языка. Причины появления:

  • плохая наследственность;
  • вредные привычки (например, закусывание губы, обгрызание ногтей);
  • преждевременная потеря молочных зубов;
  • питание мягкой пищей в период роста челюсти;
  • дыхание через рот.

Часто родители не знают, чем опасна неправильная окклюзия. Почему нельзя откладывать исправление прикуса у детей? Это может привести к:

  • искривлению зубов, повреждению десен, опорного аппарата;
  • неэффективному пережевыванию пищи, вследствие чего могут возникнуть проблемы с дыханием и желудочно-кишечным трактом;
  • нарушению формирования ротовой полости и развитию дефектов речи.

Главной причиной развития патологий прикуса является преждевременное удаление молочных зубов. Родители должны следить за их состоянием у ребенка. Если были замечены первые проявления кариеса, необходимо немедленно обратиться к стоматологу. Показанием для удаления зуба может стать сильный воспалительный процесс на фоне абсцесса. В каких случаях не потребуется исправление прикуса у детей в подростковом возрасте:

  • если осуществлялась хорошая гигиена полости рта;
  • употребление правильной пищи, получение комплекса витаминов;
  • своевременное лечение, выявление кариеса и воспалений десны.

Важно!Целесообразно приводить ребенка к стоматологу с 3 лет. Своевременное обнаружение проблем с зубами – залог быстрого лечения. Исправление прикуса у детей проводят не только из эстетичных соображений. Неправильное положение челюстей может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Виды лечения

Безапаратурный метод лечения используется для исправления прикуса у детей в возрасте от 6-7 лет. Сюда входят следующие мероприятия:

  • Массаж десен при прорезывании зубов. Это необходимо для коррекции направления роста.
  • Отучение от вредных привычек. Например, ребенку запрещается сосать палец, грызть ручку или ногти. Также, если есть необходимость, нужно исправить неправильное глотание. Это когда язык лежит между зубами.
  • Создание условий для правильного дыхания через нос.
  • Выполнение специальных упражнений для развития мышечного аппарата. Методика – миогимнастика.
  • Своевременное определение кариеса и его лечение. В отдельных случаях шлифование бугров на молочных зубах.

Также для исправления прикуса у детей используют съемные пластины для верхней и нижней челюсти. Их устанавливают в возрасте 7-8 лет. Бывает, что рост одной челюсти происходит быстрее. В этом случае рекомендуется их уравновесить. Пластинки помогают правильно сформировать костно-мышечную систему. Челюстно-лицевой аппарат «запоминает» направление, в котором ему нужно развиваться. Как следствие – зубы гармонично располагаются в своем ряду. Показания для установки съемных пластин:

  • исправление прикуса у детей и стимуляция правильного роста челюстей с молочными зубами;
  • для лечения патологий в зубочелюстной системе;
  • в качестве вспомогательного приспособления в течение лечения брекетами;
  • при досрочной потере молочного зуба (до прорезывания постоянного).

Важно!Съемные пластины изготавливают индивидуально. Для этого врач назначает рентгеновский снимок и делает слепок челюсти у ребенка. Пластинки необходимо снимать во время еды и гигиены рта.

Часто для исправления прикуса у детей врачи рекомендуют ставить брекеты. Это несъемные системы. Их рекомендуют устанавливать после 11-13 лет, когда уже прорезались 4-6 постоянных зуба. Брекеты используются для лечения как легких патологий, так и сложных. В период лечения брекет-системы влияют на положение зубов, постепенно их выравнивая. Существуют специальные системы, которые можно устанавливать детям от 8 лет. Это несъемная техника «2×4».

После исправления прикуса у детей врачи советуют не пропускать посещения стоматолога до полной стабилизации костной ткани. Во время заключающего этапа необходимо носить специальные приспособления (каппы, ретейнеры). Они подбираются индивидуально каждому пациенту. Продолжительность их ношения зависит от особенностей человека, его настойчивости и терпения. В любом случае необходимо тщательно следить за зубами ребенка. Самое главное – своевременно заметить развитие патологий и принять меры для их исправления.

4 этапа формирования прикуса и методы исправления прикуса у детей

Если стало заметно, что у вашего малыша зубы растут неровно, то это означает, что необходимо проконсультироваться у врача-ортодонта, исправление прикуса у детей его работа. Врач поможет определить аномалию прикуса и, при необходимости, её исправить.

Исправление прикуса у детей — с какого возраста можно обращаться к врачу и начинать лечение

Впервые показать своего ребенка врачу-ортодонту можно уже в 3 года. Это поможет своевременно диагностировать формирование неправильного прикуса и принять необходимые меры для его коррекции. А неправильный прикус может развиться даже от таких, вроде бы безобидных привычек, как сосание нижней губы или большого пальца.

Но обращение к врачу еще не означает, что сразу же будет назначено ортодонтическое лечение. Это решит уже сам врач, исходя из индивидуальной ситуации.

Методы исправления прикуса у детей

Способы исправления прикуса у детей бывают безаппаратурные, аппаратурные (ортодонтические), хирургические и комплексные.

Безаппаратурный

Этот метод подразумевает исправление прикуса у детей без брекетов. При лечении некоторых патологий вполне можно обойтись без применения ортодонтических аппаратов. При условии, если это происходит в раннем возрасте. Безаппаратурный метод коррекции прикуса включает в себя следующие процедуры:

  • Избавление от вредных привычек. К ним относятся неправильное глотание, сосание пальцев и различных предметов (ручек, сосок и т.д.);
  • Общая коррекция осанки;
  • У молочных зубов можно провести пришлифовывание бугров;
  • При наличии кариеса – его своевременное лечение;
  • Массаж десен. Делается в период прорезывания зубов и корректирует направление их роста;
  • Устранение всех препятствий для дыхания носом. В числе таких препятствий может быть хронический ринит, искривление носовой перегородки, аденоиды;
  • Миотерапия.

Миотерапия – это специальные упражнения для исправления прикуса у детей. Очень важна систематичность их выполнения. Положительный эффект от миотерапии может быть у детей от 3 до 6 лет, пока у них так называемый временный прикус. Суть упражнений состоит в тренировке мышц дна ротовой полости, а также мышц мимических и жевательных. Тренировки восстанавливают тонус этих мышц, требуемый для их нормального функционирования. Этим обеспечивается развитие и рост челюстей, а также создаются условия для того, чтобы постоянные зуб прорезывались правильно. У детей старше 6 лет миотерапия служит вспомогательным средством и сочетается с другими методами (комплексным и аппаратурным).

Ортодонтический (он же аппаратурный) метод

Это самый распространенный метод коррекции зубочелюстных дефектов и применяется он в большинстве случаев. Во время формирования у детей после 6 лет постоянного прикуса используются разного рода ортодонтические аппараты, которые и дали название методу. Ортодонтический аппарат для исправления прикуса у детей может выполнять самые различные задачи. В их число входит:

  • Стимулирование роста зубов;
  • В случае чрезмерного развития рост зубов может сдерживаться;
  • Коррекция формы челюсти;
  • Если зуб неправильно расположен, ортодонтический аппарат может его переместить.

Чтобы исправить прикус, применяется техника брекетов, пластинки и ортодонтические трейнеры. Все исправляющие положение зубов устройства делятся на 2 группы: съемные и несъемные.

Съемное приспособление для исправления прикуса у детей – это пластмассовая пластинка, монтируемая на челюсть. Изготавливается она в лаборатории, по заранее сделанному индивидуальному слепку. На зубах пластинку удерживают проволочные крючки. Такой аппарат легко снимается для того, чтобы почистить зубы либо для приема пищи.

Для криво растущих зубов съемный аппарат дополняется специальными приспособлениями, чье назначение – оказывать на зуб направленное силовое воздействие. К такому аппарату требуется определенная адаптация, которая занимает о 2 до 3 недель.

Преимущество съемных аппаратов заключается в том, что сила их воздействия относительно небольшая. Также они не препятствуют гигиеническим процедурам ротовой полости. Эти два фактора делают съемные устройства очень удобными для того, чтобы выполнить выравнивание прикуса у детей. Такой метод лечения более продолжителен по времени, зато закрепление результатов происходит быстрее.

Что касается несъемных ортодонтических устройств, то в основном – они все стандартные. Несъемный аппарат развивает намного более значительную силу воздействия, чем съемный, что даже может доставлять болезненные ощущения. Зато время, которое занимает лечение этим типом устройств, намного меньше. Из недостатков можно отметить затруднение гигиенических процедур. Если лечение проходит в детском возрасте, то накапливаемый зубной налет представляет особую опасность. Дело в том, что в этом возрасте зубная эмаль еще находится в процессе созревания.

В последнее время конструкция несъемных ортодонтических аппаратов претерпела значительные изменения. Так появились современные брекет-системы и эджуайс-техники. Эти технологии сегодня применяются во многих развитых странах мира ввиду своей высокой эффективности.

Комплексный метод

Комплексное лечение подразумевает объединение двух других методов – аппаратурного и метода хирургического вмешательства. Основной возраст, когда применяется этот метод – от 6 до 12 лет. Комплексное лечение применяется в тех случаях, когда зубочелюстные дефекты очень сильно выражены. Обычно эти дефекты связаны с нарушениями прорезывания зубов и их размеров.

Этапы формирования прикуса

Прикус формируется в несколько этапов. Это прикус молочный, ранний сменный, поздний сменный и постоянный.

Молочный прикус

Начинается с того момента, как прорезывается первый резец (это примерно 6 месяцев). Продолжается период до тех пор, пока не начнется смена зубов (это 6-7 лет.). В течение этого времени нормой считается глубокий прикус. Для нижней челюсти характерен сниженный вертикальный размер, а находится она в заднем положении.

Что можно считать отклонениями. Это:

  • Перекрестный прикус. Вследствие сужения верхней челюсти нижняя челюсть смещается. В результате наблюдается несовпадение центральных линий челюстей;
  • Открытый прикус. Бывает вызван постоянным сосанием. Это может быть соска, палец, ручки, карандаши и другие предметы. В результате жевательная мускулатура теряет тонус;
  • Мезиальный прикус. Нарушается рост любой из челюстей и в результате нижняя челюсть находится в переднем положении.

Если родители заметили эти отклонения, нужно обязательно показать ребенка ортодонту. В случае мезиального или открытого прикуса к врачу можно обращаться уже в трехлетнем возрасте.

Если у молочных зубов наблюдается незначительная скученность, то патологией это не является и вмешательства никакого не требует.

В период молочного прикуса коррекция практически невозможна, так как невозможно заставить ребенка носить пластинки, трейнеры и тому подобные приспособления.

Ранний сменный прикус (от 6 до 9 лет)

Этот период начинается сразу после того, как выпадет первый центральный резец (нижний). В этом возрасте передние молочные зубы должны быть с промежутками, так как свой размер они не изменяют, а челюсти растут. Челюсти должны быть готовы к постоянному прикусу, когда размер зубов намного больше.

Для этого периода характерен ряд аномалий.

Скученность нижних резцов. Если нижние резцы расположены очень тесно, это означает, что зачатки постоянных зубов находятся в язычном положении. При дальнейшем прорезывании язык будет выталкивать зубы вперед, тем самым уменьшая их скученность. Так как в 6-9 лет происходит активный рост ребенка, нижняя челюсть также растет. Соответственно, проблема скученности может быть решена сама собой.

Следует обратить внимание на то, что расширение нижней челюсти невозможно. Дело в том, что между половинками этой челюсти находится костный шов, который в возрасте 1 года полностью закрывается. Поэтому все расширяющие аппараты, предназначенные для нижней челюсти, не имеют скелетного эффекта, только зубоальвеолярный. Это означает, что “расширяющая” пластинка на нижней челюсти предназначена только для того, чтобы наклонить зубы в стороны. Причем этот наклон не всегда является стабильным.

В этом возрасте отклонения от нормы могут быть в сторону дистального прикуса или прикуса мезиального. Дистальный прикус характеризуется отставанием в росте нижней челюсти. При мезиальном прикусе нижние зубы расположены спереди верхних. Это если смотреть по горизонтали. А по вертикали прикус может быть открытым или глубоким. Открытый прикус в большинстве случаев продолжается еще с молочного периода. Если же он появляется впервые, то его причинами могут быть различные нарушения носового дыхания или привычка что-либо сосать. Что касается глубокого прикуса, то в этом возрасте он не страшен.

Скученность верхних резцов. К врачу-ортодонту стоит обращаться после прорезывания второго верхнего резца. Для второго резца зубной ряд должен располагать достаточным количеством места. В противном случае должна быть проведен диагностика, которая установит причину произошедшего. Затем принимаются необходимые меры.

Лечение проводимое в этом периоде называют ранним лечением. Задача, стоящая перед таким лечением – это оперативное разрешение скелетных проблем. Кроме того, должны быть созданы предпосылки для того, чтобы зубочелюстная система развивалась в дальнейшем самостоятельно и в правильном направлении.

В большинстве случаев для коррекции в раннем периоде используются несъемные аппараты.

Поздний сменный прикус (от 9 до 13 лет)

Этот период характеризуется заменой боковых зубов. Также в этом возрасте проявляются тенденции дальнейшего формирования прикуса. Раннее лечение проводить уже поздно, а полное – еще рано. Самая оптимальная стратегия в это время – ожидание того, когда прорежутся все 28 постоянных зубов. Почему 28, а не 32? Это без зубов мудрости, которые еще только начинают появляться.

Неправильный прикус у детей – лечение в фазе полного прикуса может быть разным. Можно использовать функциональные аппараты, такие, как Твин-блок. Также возможно применение частичных брекет-систем.

Как следует из публикаций в специализированных западных журналах, двухэтапное лечение в этом периоде вовсе не обладает преимуществами перед лечением в периоде постоянного прикуса (полным ортодонтическим). Дело в том, что конец позднего периода характеризуется пубертатным скачком, который сопровождается значительным ростом. Соответственно, появление рецидива практически неизбежно! Кроме того, на стыке периодов позднего и постоянного прикуса “просыпаются” зубы мудрости. Это еще один довод в пользу того, что ранее лечение будет нецелесообразным.

Постоянный прикус (от 13 лет)

В этом периоде прорезываются полностью все 28 зубов. Из-за некоторых факторов эволюции, все 32 зуба наши челюсти сразу вместить не в состоянии. Невидимое воздействие зубов мудрости начинается с 13-15 лет. Полностью же они прорезываются к 20-24 годам.

Растущий зуб мудрости сдвигает зубы, которые стоят впереди. Соответственно, появляется скученность. Получается, что если в предыдущие периоды было достигнуто какое-то выравнивание зубов, то во время постоянного прикуса этот результат может быть потерян. Это непременно произойдет, если для зубов мудрости просто нет места. Пространственное положение челюсти находится под сильным влиянием зубов мудрости. В конечном итоге все это может привести к весьма значительным нарушениям функциональности зубочелюстной системы. Так что, с зубами мудрости придется попрощаться, иначе полное ортодонтическое лечение будет просто невозможно.

Соответственно, самое оптимальное время для полного ортодонтического лечения – это период постоянного прикуса, когда зубы мудрости уже удалены.

Используемые источники:

  • Атлас рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии. — М.: Медицина
  • Millett DT, Cunningham SJ, O’Brien KD, Benson PE, de Oliveira CM (February 2018). «Orthodontic treatment for deep bite and retroclined upper front teeth in children». The Cochrane Database of Systematic Reviews.
  • Уидмера, Р. Справочник по детской стоматологии / Под редакцией А. Камерона, Р. Уидмера. — М.: МЕДпресс-информ

Неправильный прикус: Упражнения, которые помогут

Исправить неправильный прикус поможет миогимнастика. Это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь.

У детей неправильный прикус часто сопровождается функциональными нарушениями мышц челюстно-лицевой области. Для качественного жевания, глотания, дыхания и речи мышцы лица и ротовой полости должны находиться в равновесии. Например, ротовое дыхание вынуждает ребенка постоянно держать рот открытым. Это приводит к перенапряжению жевательных мышц и к сужению челюстей и неправильному прикусу. Или при повышенной активности мимических мышц нарушается глотание. В результате у ребенка наблюдается щель между верхними и нижними передними зубами, а отсюда и нарушение речи. Это лишь немногие примеры, показывающие, как в нашем организме все взаимосвязано.

Неправильный прикус у детей: Миогимнастика для исправления

Для работы с мышцами, помимо ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике, лечебный принцип которой состоит в тренировке мышц лица, способствующей их правильному функционированию. Нарушения в челюстно-лицевой области затрагивают мышцы шеи и спины, что в конечном счете приводит к нарушениям осанки и плоскостопию у ребенка. Часто на помощь ортодонту приходят логопеды и остеопаты. Такой комплексный подход позволяет справиться с проблемой и восстановить мышечное равновесие челюстно-лицевой области и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Открытый рот

Укрепляем круговую мышцу рта. Упражнение назначается при постоянном открытом рте у ребенка, при ротовом дыхании и при несмыкании губ, выступании верхних передних зубов из-под губы.

  • Пуговица. Большую плоскую пластмассовую пуговицу горизонтально положить между губами и удерживать ее сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 8–10 см и удерживать ее в горизонтальном положении. Затем положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.
  • Воздух. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
  • Щеки. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Дистальный прикус

Выдвигаем нижнюю челюсть вперед при дистальном прикусе, т.е. когда нижняя челюсть и подбородок сдвинуты назад и имеется щель между верхней и нижней челюстью.

  • Выдвинуть и удержать. Нижнюю че­люсть медленно выдвигать до тех пор, пока режу­щие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удер­живать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение, постепенно увеличивать вре­мя до 60 секунд.
  • Повороты головы. Предыдущее упраж­нение выполнять с поворотом головы сначала впра­во, затем влево. Нагрузка увеличивается при вы­полнении упражнения стоя. Голову слегка запроки­дывают назад, нижнюю челюсть медленно выдви­гают вперед до тех пор, пока нижние резцы устано­вятся впереди верхних.
  • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 6–12 см и удерживать ее в горизонталь­ном положении. Положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.

Открытый прикус

Открытый прикус, при котором не смыкаются верхние и нижние передние зубы.

  • Давление. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жеватель­ных мышц./Сопротивление. Открыть рот, располо­жить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надеть резиновую трубку, проложить ее между боковыми зубами и удерживать в таком по­ложении. Сжимать и разжимать зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Смещение нижней челюсти

При смещении нижней челюсти в сторону и видимой асимметрии лица у ребенка.

  • Удержание. Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное поло­жение, сомкнуть зубы и удерживать в этом поло­жении нижнюю челюсть 5 секунд, затем 10 секунд, 20 секунд и так до 60.

Глубокий прикус

При глубоком прикусе, когда нижние резцы почти не видны.

  • Удержание. Нижнюю челюсть медлен­но выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних, в таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное по­ложение.
  • Деревянная палочка. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладыва­ют между передними зубами, сжимают и разжима­ют зубы.

Выдающаяся нижняя челюсть

Когда у ребенка нижняя челюсть выступает вперед.

  • Давление. Кончиком языка давить на внутреннюю поверхности верхних передних зубов до ус­талости мышц (3–5 мин.)
  • Удержание. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
  • Зуб на зуб. Открыть рот, медленно зак­рывать его, смещая нижнюю челюсть назад и уста­навливая передние зубы в краевом смыкании. Ниж­нюю челюсть удерживать в этом положении 4 –8 секунд.

Чтобы добиться необходимого результата, все упражнения следует выполнять регулярно 2 раза в день по 10–15 раз. Без консультации ортодонта к самостоятельному выполнению упражнений приступать не стоит, чтобы не наделать ошибок и не разочароваться в зря потраченном времени.

Миогимнастика – это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь. Ежедневные упражнения, особенно если они проходят в игровой форме, дают родителям шанс провести еще больше времени со своим ребенком, сближая обоих. А ребенок, увидев результат через пару месяцев, поймет, что его старания не прошли даром, и вы вместе отпразднуете его большую победу. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию