Обзор самых популярных методов поддержки раннего развития

Обзор самых популярных методов поддержки раннего развития

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать ребенка с рождения – влияние моды или необходимость? У специалистов неоднозначный подход к раннему развитию. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что до 18-20 лет мозг развивается неравномерно, и совсем не обязательно ставить перед ребенком невыполнимую задачу. Нейропсихологи плохо говорят об обучении письму и счету: слишком рано заряжать ребенка – это может помешать его развитию в будущем.

В 1960-х годах возникла идея Масары Ибуки «Слишком поздно после трех!» – что важно работать с ребенком до трех лет, в чувствительный период развития. Однако, прежде чем что-либо делать со своим ребенком, вам следует взвесить все за и против. Предлагаем вам обзор самых популярных методов, чтобы вы знали, о чем мы говорим.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие ребенка – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3-4 лет.

Есть три основных направления развития:

эмоциональный: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других; сенсорно-моторные: сочетание органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и мелкая моторика) интеллектуальные: чтение, счет, знание слов и понятий, навыки решения проблем.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что ваш ребенок не беспокоится, не голоден и не устал.

Что я могу делать со своим ребенком? Давайте посмотрим на некоторые распространенные методы ранней разработки.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori) – первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей медицинской практике она встречалась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, она открыла «Детский дом». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему образования.

Этот метод успешно применялся к здоровым детям, помогая им опережать своих сверстников в развитии и любопытстве к миру.

Основная идея: «Помогите мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

© Instagram @kartseva_evgenia

Цель состоит в том, чтобы создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная на зоны (5 зон – домашняя, сенсорная, математическая, пространственная и лингвистическая зона) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и ограничениям.

Где заниматься

Изначально этот метод был ориентирован на детей от 3-х лет, но сейчас он широко распространен с рождения. Подробнее об этом методе вы можете узнать из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети разные».

Стоимость

Дома и / или на занятиях по развитию. Есть дошкольные учреждения, которые обучают системе Монтессори. Учителя должны быть сертифицированы Ассоциацией учителей Монтессори в России.
Материалы для занятий можно приобрести на AliExpress или в специальных интернет-магазинах. Цены варьируются от 150 до 8000 рублей за один методический материал.

Отзывы

Основная сложность – найти подходящие «подносы», удобные для детских рук. Магазины игрушек и открытые мамы, практикующие методику дома. Например, в магазине «Монтессори дома» у нас трое детей.

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Метод Монтессори предполагает, что ребенок учится через игру и самостоятельные упражнения. Дочку уроки не интересовали – считаю, что в методике не хватало креативности.

Уроки Монтессори часто состоят из действий, которые выполняет левое полушарие мозга. Во время урока вы развиваете логику, аналитическое мышление, мелкую моторику и т. Д. При этом почти забыты творческие способности, за которые отвечает правое полушарие.

2. Методика Глена Домана

Сейчас мы вышли из игры на 5 минут, но она начала всесторонне развиваться, и это более творческое занятие.

Гленн Доман, американский нейрофизиолог, сначала работал с детьми с черепно-мозговой травмой. При регулярных тренировках такие дети показали лучшие результаты, чем дети, находящиеся в первичном звене здоровья. Он открыл организацию «Институты развития человеческого потенциала» и передал свою методику обычным семьям.

© Instagram @ann_mother_valery

Лейтмотив: «Каждый ребенок обладает огромным потенциалом, который можно развивать, что дает ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

В авангарде Доманна он создал не только популярные в настоящее время карточки для обучения счету и чтению, но и физическое развитие.

Где заниматься

В России методика представлена ​​торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Он обещает, что благодаря регулярным урокам ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и улучшит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Он состоит из визиток, книг для детей и путеводителей для родителей.

Стоимость

Основные методические источники – книги Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Отзывы

Дома. В книгах Доман описывает, какие упражнения нужны и с какого возраста.

Карты можно приобрести в книжных магазинах или магазинах детских товаров. Или купите готовые комплекты в Умнице. Цена набора «Чтение с пеленки» – 4,5 тысячи. руб.

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев)

Пользоваться Умницей легко и удобно, методология наборов очень подробная. Занятия длятся в среднем 15-30 секунд.

3. Вальдорфская методика

Дарья очень любит эти карточки – с 8 лет она улыбается красным точкам из набора “Счет по пеленкам”. Но когда ей было полтора года, она совсем не хотела «читать».

Одним из недостатков является то, что им нужно заниматься регулярно, иначе эффект пропадет. Если просто пройти через это, результата не будет.

Он был основан Рудольфом Йозефом Лонцем Штайнером, немецким философом и педагогом. Метод был назван в честь табачной фабрики Waldorf-Astoria, потому что первый детский сад, открытый Штайнером, предназначался для детей фабричных рабочих.

© Instagram @wishedkids

Основная идея метода Вальдорфа – воспитание и естественное развитие ребенка.
Она против преждевременных уроков. Главное, научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

Где заниматься

В Waldorf Kindergarten дети разного возраста ходят в одну группу и живут по принципу большой семьи. Здесь все равны, дошкольник – положительный пример для окружающих. Мы призываем родителей оставаться со своими детьми в детском саду.

Стоимость

Много времени посвящено народному творчеству и культуре. Игрушки и мебель из натуральных материалов, телевизоров и гаджетов нет. За 100 лет методология практически не изменилась, в отличие от современного мира.

Отзывы

Книги Рудольфа Штайнера «Методы преподавания и предпосылки для обучения» и «Идея и практика Вальдорфской школы» считаются методическим пособием. Елена Гринталь – выдающийся представитель вальдорфской школы в России. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

В специализированных детских садах. Например, в Москве 18 детских центров в разных районах.

4. Система Никитиных

Игрушки, которые можно сделать самому или купить у ремесленников. Есть интернет-магазины натуральных игрушек, например Nature Shop. Цена деревянной погремушки – 250 рублей, пирамиды – 890 рублей.

Ольга, педагог, мама двухмесячного ребенка:

Год проработал в Вальдорфской школе. Я не могу углубляться в вопросы раннего развития, но у меня смешанные взгляды на начальную школу. Увы, но категорично. Вы не можете использовать компьютеры и оборудование по методу Вальдорфа, вот и все. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Борис и Лена Никитины – воспитатели, родители семерых детей и авторы книг по семейному воспитанию.

Основная идея – NUVERS – необратимые возможности исчезновения для эффективного развития навыков.

Цель состоит в том, чтобы максимизировать развитие способностей ребенка с помощью специального окружения, игрушек и вспомогательных средств, которые предвосхищают развитие.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

© Фото Ли Цуни на Unsplash

Рассмотрим основные преимущества и недостатки методик раннего развития ребенка.

В наши дни стало очень модно учить своих детей хоть чему-то практически с пеленок. Неудивительно, что во многих крупных (и не только) городах появились различные центры развития детей, ведь там, где есть спрос, всегда есть предложение. Работать в таких учреждениях можно с 6 месяцев, главное – выбрать предприятие, программу развития которого вы предпочитаете.
В последние годы это один из самых популярных методов поддержки раннего развития ребенка. Уроки Монтессори включают простые физические упражнения, в том числе мелкую моторику; упражнения на развитие речи, а также традиционное моделирование, дизайн, рисование и коллаж; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.
Используя этот метод, учителям необходимо грамотно организовать пространство и предоставить ребенку игрушки и материалы для развития с разной фактурой. В этом случае у ребенка есть полная свобода выбора: из множества предметов он выбирает то, чем он хочет играть и чему учиться, поэтому учитель не навязывает ребенку задания, а немного помогает и направляет его. Классическая система Монтессори предполагает работу с детьми старше 2,5-3 лет. Однако сейчас уже созданы Монтессори-группы для занятий с детьми до 3-х лет.

Дети, обучающиеся этому методу, проницательны, внимательны, независимы и дисциплинированы.

В классе дети развивают мелкую моторику, которая обязательно помогает им научиться писать.

Этот метод развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

2. Методика Николая Зайцева

Правое полушарие, отвечающее за творчество, либо вообще не развито в учении Монтессори, либо на него тратится минимальное количество времени.

Эта методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут чувствовать себя некомфортно на уроках, сдержанные дети еще больше замкнутся, а творческим детям это просто не понравится.
На занятиях, проводимых по этой методике, мало внимания уделяется физическому развитию детей, а также развитию коммуникативных навыков: индивидуальная работа детей предпочтительнее групповой игры.

Этот метод является вторым по популярности среди создателей центров развития ребенка. Его создателем был петербургский педагог Николай Зайцев. Его образовательная система основана на предположении, что элементарной частью речи является складка – пара согласных и гласных, согласная с твердым или мягким знаком или одна буква. Зайцев написал эти складки по краям щиколоток. Итак, основной принцип обучения детей чтению – по слогам и обучению счету – с помощью числовых рядов.
Также примечателен тот факт, что обучение с кубиками Зайцева происходит через игру, дети поют слоги, хлопают в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же малыши изучают математику через игру. Зайцев разработал для этого специальный стол, на котором дети выполняют арифметические операции.
Обучение по этому методу можно проводить с 2–3 лет до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Этот метод помогает детям быстро научиться читать и считать.

Зрительная память и память у детей тренированы и хорошо развиты.

3. Методика Глена Домана

На занятиях развивается творческое мышление.

В методике недостаточно внимания уделяется отработке мелкой моторики, необходимой для подготовки детей к письму.

Часто дети, которые хорошо читают и считают, развивают непомерное эго и чувство, что они все знают благодаря урокам.

В этом методе довольно гармонично сочетаются интеллектуальная и физическая нагрузка. В основе образования – так называемая «Доманская карта», со словами, написанными на них (не отдельными буквами, как в Зайцеве); То же самое из математики, где карты не представляют номера и красную точку, набор. Согласно Domana, образование и обучение детям начинаются в возрасте 6-7 лет, но обучение начинается с рождения, поэтому он рекомендует проявлять детские карты от рождения. Кроме того, этот метод ставит много внимания на физическое развитие: активное движение от рождения и простых физических упражнений являются одним из важнейших элементов этой системы обучения.

Дети помнят много информации.

Карты практикуют визуальную память детей, а физическая активность помогает им быть здоровым и спортивным.

4. Вальдорфская методика

Благодаря этой программе родители проводят больше времени со своими детьми каждый день, что полезно для их развития и социальных навыков.

Когда ребенок учится читать, он помнит не отдельные письма, а целое слово, потому что он сравнивает их с нарисованной картиной.

Ребенок, который узнает этот метод, может расти к «гулять энциклопедии», но в важный момент он не сможет использовать свои знания по знаниям правильно.

Второе имя, метод Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. Он основан на довольно сложной философской тенденции антропософии, которая подчеркивает развитие эстетических и практических навыков и знаний о окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели этого метода считают, что детям следует оставить как можно дольше в их сказочном мире, поэтому в детстве, в дошкольном возрасте, творческий потенциал ребенка должен быть разработан.

Ребенок будет эмоционально готов научиться читать и писать, когда молочные зубы превращаются в постоянные, или в возрасте 12 лет, и к этому возрасту следует развивать творческие навыки и уделять акцент на физическом и духовном образовании.

Все классы Waldorf сосредоточены на личном развитии, поэтому дети не заставляют ничего. Классы проводятся в небольших группах с детьми всех возрастов, но каждый ребенок может что-то отказаться и не должен платить за это.

Это отличный вариант для развития дошкольного развития для детей с гуманитарным расположением, потому что ребенок развивает творческое мышление, которое в других методах посвящено гораздо меньшему вниманию.

Этот метод не принимает за собой систему оценки работы: ребенок не боится делать ошибки, что делает обучение более гармоничным.

Разнообразие веселых форм и большого количества игрушек из натуральных материалов.

5. Система Никитиных

Этот метод не подходит для детей с математическим расположением, им не всегда будет интересно.

Наука Чтение и письмо начинают поздно, поэтому этот метод не готовят ребенка для школьного обучения.

Телевидение, радио и кинотеатры запрещены. Сторонники этого метода считают, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное влияние на психику ребенка.

Этот метод является определенной коллекцией, постепенно увеличивающейся в сложности развития и спортивных задач. Главный постулат Никитина является творческой свободой детей в классе: дети занимаются столько, сколько они хотят, объединяя спорт с другими классами. Задача родителей – это только одна – помогите ребенку в развитии, а не беспокоить, поэтому они не имеют права заставлять своего ребенка, пресса на них в соответствии с их надеждой и убедить задачу решить: если ребенок делает Не советую, то задача должна быть убрана до роста. Дети должны быть заинтересованы во всем: наука, спорт, еда и родители – старше – они должны помочь в удовлетворении своих интересов.

Спорт в Никитине посвящает не только великое, но и большое внимание: упрочнение от рождении и повседневных упражнений – являются обязательными условиями методологии. Дом должен быть оборудован местом для спорта, так что дети воспринимают физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Этот метод ориентирован на домашнюю подготовку детей. Это означает, что каждый родитель может освоить их самостоятельно и сделать из них свой образ жизни, что приводит к тому, что дети проводят с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному развитию, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Нет индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи и творческие способности в основном исключаются.

Закалка проводится жесткими методами (обливание ледяной водой, ходьба босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучение ребенка с такого раннего возраста и какой из методов раннего развития больше подходит вашему ребенку, решают, конечно, только родители. Но при выборе центра развития ребенка он должен учитывать один очень важный факт: абсолютно все дети разные, и поэтому подход к ним в учебных заведениях должен быть индивидуальным. Также следует отметить, что многие родители идеализируют центры развития детей, считая, что если они приведут туда своих детей и заплатят деньги за занятия, учителя обязательно сделают их гениями. Но это не так.

Ссылка на основную публикацию