Исправление прикуса для логопеда

Влияние неправильного прикуса на речь и пути решения проблемы

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Содержание статьи:

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами.

Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.

  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.
  • К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

    Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

    Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

    Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.

    Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

    Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

    Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

    Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

    Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

    В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

    В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

    Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

    Причины развития аномалий

    Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

    • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
    • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
    • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
    • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
    • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
    • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
    • Травмы зубов и зубных рядов.
    • Наследственные факторы.

    По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

    «… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

    Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

    Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.

    В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.

    Особенности лечения взрослых

    В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

    Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

    Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

    Последствия отказа от коррекции

    Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

    Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

    • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
    • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
    • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
    • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

    Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

    Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

    • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
    • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
    • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
    • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
    • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

    Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Логопед Анна Белик

    Отзывы

    Я прошла 10 занятий. Даже жаль, что они закончились. Мне понравилось. Нравились занятия и то, что я сама смогла это все пройти. У меня почти.

    Статьи

    Логопед и ортодонт – точки соприкосновения

    Проблема пациента: «У меня неправильный прикус, хочу его исправить, ортодонт сказал, что поставит брекет-систему, если будет логопед, который исправит прикус, так как из-за языка зубы стоят неправильно…»

    Попробуем разобраться в этом вопросе. Кто что исправляет и за что отвечает? Как взаимосвязаны прикус и произношение?

    Речевые проблемы сегодня актуальны как никогда. Неисправленные вовремя изъяны звукопроизношения остаются и у взрослых.

    Для правильного речевого развития необходимы следующие факторы: нормальная деятельность коры головного мозга, нормально сформированные органы артикуляции, слух, полноценное речевое окружение.

    На первичной консультации (как у логопеда, так и у и ортодонта) производится внешний осмотр ребенка: оценка состояния органов артикуляции и общего физического развития, выявление нарушений осанки, пропорциональности положения головы относительно позвоночника.

    Аномалии в строении артикуляционного аппарата практически всегда приводят к нарушению произношения, дикции. К ним относятся:

    • Аномалии твердого и мягкого нёба – это расщелины, высокое «готическое» нёбо. Проявляется в гнусавости, эффекте “речи в нос”.
    • Аномалии зубочелюстной системы – сверхкомплектные зубы, неровные зубы, нарушение прикуса. Осложняют автоматизацию звукопроизношения Т, Д, Р, например, при резцовом перекрытии наблюдается шипящий сигматизм.
    • Аномалии прикрепления уздечки языка. При укороченной уздечке язык не может удержаться за верхними зубами, что является причиной невозможности произнесения соноров ( [Р], [Рь], [Л],.[ЛЬ]), звуков [Т], [Д] а также шипящих звуков [Ш], [Ж]). В случае укороченной уздечки ограничивается подвижность языка, что ведет к гипертрофии корня языка, росту миндалин и, как следствие, к гнусавости. При рождении хирург осматривает ребенка, и, если укороченная уздечка затрудняет сосание, «подрезание» производят до первого кормления, иногда до 3 месяцев. В случае, когда операция не была произведена, то с ребенком до 5 лет проводят профилактические упражнения на растяжение уздечки. Если же растяжка оказалась неэффективной, назначают хирургическую операцию под наркозом.

    Имейте ввиду, что эти проблемы могут быть наследственными. Однако чаще такие аномалии (особенно неровные зубы) – следствие приобретённых вредных привычек.

    Далее на первичном осмотре выявляются факторы риска аномалий строения артикуляционного аппарата, особенно в период «молочного прикуса»:

    • Неблагоприятная наследственность
    • Неправильный образ жизни родителей
    • Осложнения в родах (родовые травмы и прочие)
    • Неправильное вскармливание ребенка
    • Вредные привычки.
    • Скачки роста, ранняя потеря зубов
    • Ассиметрия лица, сглаженность носогубных складок
    • Нарушение осанки. Ассиметрия плеч и лопаток
    • Нарушение функции глотания и жевания.

    Внимание! Очень важно присмотреться к вредным привычкам ребёнка, которые формируются, как правило, до 1,5 года. К аномалиям челюстно-лицевого строения приводят такие на первый взгляд безобидные вещи, как сосание пальца, соски; ротовое дыхание и даже подкладывание кулачка под щёку. Позднее появляется привычка спать на спине и запрокидывать голову во время сна, неправильная посадка за столом.

    С такими привычками действительно необходимо бороться!

    Но больше всего на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания и жевания. Что касается первой из этих важнейших функций, самое главное – пресекать ротовое дыхание как привычку, способствующую различным проблемам здоровья и развития речи, затрудненное дыхание приводит к ротовому дыханию.

    Как определить что у ребенка ротовое дыхание? Рот всегда открыт, ребенок имеет бледный вид, часто облизывает губы. Ротовое дыхание приводит к деформации верхней челюсти и носовых ходов, образованию аденоидов. Вследствие этого изменяется голос и дикция, страдает эстетика лица, возникает анемия, нарушается мозговое кровообращение.

    Функции глотания и жевания в первую очередь сопряжены с проблемами, которые могут появиться при грудном вскармливании. Поэтому следите за соблюдением правил кормления. Если ребенок потребляет только жидкую пищу, то процессы глотания и жевания остаются инфантильными и не развивает мышцы языка, мягкого нёба, рта и мышц шеи.

    Стоит обратить самое пристальное внимание на прикус ребёнка, то есть на взаиморасположение его верхних и нижних зубных рядов относительно друг друга при смыкании. Открытый прикус приводит к боковому сигматизму, грозящему нарушением дикции.

    Помните, что проблемы речи поддаются коррекции. Логопед педагогическим путем исправит нарушения речи, но не исправит прикус, поэтому, если речевое нарушение – это следствие нарушения прикуса или неправильного строения зубочелюстного аппарата, необходимо устранить «корень зла». Без решения этой проблемы логопед, к сожалению, бессилен.

    Только при совместной диагностике логопеда, ортодонта, отоларинголога, хирурга можно выявить нарушение, его причину и устранить нарушение в раннем возрасте.

    Детям от 3 лет и взрослым ортодонт подберет адекватные эффективные способы коррекции прикуса. Это стандартные вестибулярные пластинки, трейнеры, профпротезы, активаторы, пластинка с бусинкой, хирургическая пластика языка, удаление сверхкомплектных зубов и другие современные средства.

    Неправильный прикус: Упражнения, которые помогут

    Исправить неправильный прикус поможет миогимнастика. Это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь.

    У детей неправильный прикус часто сопровождается функциональными нарушениями мышц челюстно-лицевой области. Для качественного жевания, глотания, дыхания и речи мышцы лица и ротовой полости должны находиться в равновесии. Например, ротовое дыхание вынуждает ребенка постоянно держать рот открытым. Это приводит к перенапряжению жевательных мышц и к сужению челюстей и неправильному прикусу. Или при повышенной активности мимических мышц нарушается глотание. В результате у ребенка наблюдается щель между верхними и нижними передними зубами, а отсюда и нарушение речи. Это лишь немногие примеры, показывающие, как в нашем организме все взаимосвязано.

    Неправильный прикус у детей: Миогимнастика для исправления

    Для работы с мышцами, помимо ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике, лечебный принцип которой состоит в тренировке мышц лица, способствующей их правильному функционированию. Нарушения в челюстно-лицевой области затрагивают мышцы шеи и спины, что в конечном счете приводит к нарушениям осанки и плоскостопию у ребенка. Часто на помощь ортодонту приходят логопеды и остеопаты. Такой комплексный подход позволяет справиться с проблемой и восстановить мышечное равновесие челюстно-лицевой области и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

    Открытый рот

    Укрепляем круговую мышцу рта. Упражнение назначается при постоянном открытом рте у ребенка, при ротовом дыхании и при несмыкании губ, выступании верхних передних зубов из-под губы.

    • Пуговица. Большую плоскую пластмассовую пуговицу горизонтально положить между губами и удерживать ее сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
    • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 8–10 см и удерживать ее в горизонтальном положении. Затем положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.
    • Воздух. Сомкнуть губы, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
    • Щеки. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

    Дистальный прикус

    Выдвигаем нижнюю челюсть вперед при дистальном прикусе, т.е. когда нижняя челюсть и подбородок сдвинуты назад и имеется щель между верхней и нижней челюстью.

    • Выдвинуть и удержать. Нижнюю че­люсть медленно выдвигать до тех пор, пока режу­щие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удер­живать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение, постепенно увеличивать вре­мя до 60 секунд.
    • Повороты головы. Предыдущее упраж­нение выполнять с поворотом головы сначала впра­во, затем влево. Нагрузка увеличивается при вы­полнении упражнения стоя. Голову слегка запроки­дывают назад, нижнюю челюсть медленно выдви­гают вперед до тех пор, пока нижние резцы устано­вятся впереди верхних.
    • Линейка. Зажать губами край линейки длиной 6–12 см и удерживать ее в горизонталь­ном положении. Положить какой-нибудь груз, по­степенно увеличивая его.

    Открытый прикус

    Открытый прикус, при котором не смыкаются верхние и нижние передние зубы.

    • Давление. Губы сомкнуты, зубы сжаты. Усилить давление на зубы сокращением жеватель­ных мышц./Сопротивление. Открыть рот, располо­жить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук.
    • Деревянная палочка. На деревянную палочку надеть резиновую трубку, проложить ее между боковыми зубами и удерживать в таком по­ложении. Сжимать и разжимать зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

    Смещение нижней челюсти

    При смещении нижней челюсти в сторону и видимой асимметрии лица у ребенка.

    • Удержание. Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное поло­жение, сомкнуть зубы и удерживать в этом поло­жении нижнюю челюсть 5 секунд, затем 10 секунд, 20 секунд и так до 60.

    Глубокий прикус

    При глубоком прикусе, когда нижние резцы почти не видны.

    • Удержание. Нижнюю челюсть медлен­но выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних, в таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное по­ложение.
    • Деревянная палочка. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладыва­ют между передними зубами, сжимают и разжима­ют зубы.

    Выдающаяся нижняя челюсть

    Когда у ребенка нижняя челюсть выступает вперед.

    • Давление. Кончиком языка давить на внутреннюю поверхности верхних передних зубов до ус­талости мышц (3–5 мин.)
    • Удержание. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
    • Зуб на зуб. Открыть рот, медленно зак­рывать его, смещая нижнюю челюсть назад и уста­навливая передние зубы в краевом смыкании. Ниж­нюю челюсть удерживать в этом положении 4 –8 секунд.

    Чтобы добиться необходимого результата, все упражнения следует выполнять регулярно 2 раза в день по 10–15 раз. Без консультации ортодонта к самостоятельному выполнению упражнений приступать не стоит, чтобы не наделать ошибок и не разочароваться в зря потраченном времени.

    Миогимнастика – это хороший способ совместными усилиями врача-ортодонта, ребенка и его родителей справиться с неправильным прикусом, восстановить правильное дыхание и речь. Ежедневные упражнения, особенно если они проходят в игровой форме, дают родителям шанс провести еще больше времени со своим ребенком, сближая обоих. А ребенок, увидев результат через пару месяцев, поймет, что его старания не прошли даром, и вы вместе отпразднуете его большую победу. опубликовано econet.ru .

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

    Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
    Подпишитесь на наш ФБ:

    Заметки ортодонта. Все о красивых зубах.

    Страницы

    Избранное сообщение

    Обо мне. Контакты.

    Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна Якушина, я врач-ортодонт. Работаю в клиниках: “Наш Дантист” метро Мяк.

    Логопед и ортодонтическое лечение, есть ли связь?

    Пластинка с проволочной заслонкой для языка
    Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка. Если у ребенка открытый прикус и ребенок во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, и способствует, таким образом, коррекции открытого прикуса. Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2 часа в день).
    Пластинка с бусинкой для стимулирования языка
    Рекомендуется к применению при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны порезы артикуляционных мышц. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Пластинка с бусинкой эффективна при ринолалии:
    при функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм – привычная открытая ринолалия – наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба, при врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врождённой расщелины неба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой улучшает тонус и способствует тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

    Применение пластинки с бусинкой эффективно также помогает ребёнку устранить трудности в произношении необычных и трудных слов. Хорошие результаты даёт использование пластинки с бусинкой и при заикании – одном из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, поскольку действие пластинки оказывает расслабляющее действие и мягко снимает судорожное напряжение мышц речевого аппарата.

    Последние исследования подтвердили, что длительное использование соски-пустышки замедляет формирование функции жевания и вертикальный рост альвеолярных отростков, способствуя сохранению инфантильного (реверсивного) типа глотания и связанных с ним парафункций мышц приротовой области. При инфантильном глотании язык ребенка упирается в передние резцы, что вызывает их протрузию и ведёт к формированию открытого прикуса.

    Эластичная пластинка Stoppi®
    Предлагается детям начиная с 2-х летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующих возникновение открытого прикуса, для скорейшего и безболезненного отвыкания ребёнка от этих вредных привычек.

    Пластинка Stoppi® производится из медицинского гипоаллергенного силикона и имеет боковые площадки для накусывания в виде прочных силиконовых перемычек, благодаря которым пластинка удобно размещается во рту, не опрокидывается и эффективно предотвращает компрессию верхнего ряда зубов при засасывании. Если у ребёнка уже наметился открытый прикус, при использовании профилактической пластинки Stoppi® он закроется естественным образом, поскольку резцам ребёнка ничто не мешает смыкаться.

    Статья предоставлена компанией “Валлекс М”

    Есть ли связь между неправильными формами прикуса и нарушениями речи?

    Дикция и прикус тесно связаны между собой. Известно, что аномалии прикуса нарушают правильное функционирование органов речеобразования, а вредные речевые привычки, в свою очередь, влияют на нормальное развитие прикуса. Получается замкнутый круг.

    Но не все так проблематично, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, при комплексном подходе к лечению можно добиться идеального баланса влияния друг на друга этих двух важных функций, без осложнений и нежелательных последствий.

    Содержание статьи:

    Какая зависимость

    Для начала нужно разобраться, что же такое прикус.

    Прикус – взаимоотношение челюстных рядов в процессе смыкания зубов. Характер смыкания определяет вид прикуса. При этом ряды смыкаются в положении центральной окклюзии.

    У новорожденных младенцев нижняя челюсть недоразвита. Для облегчения акта вскармливания, природой предусмотрено, чтобы нижняя противопоставленная костная структура была немного смещена назад. Нормальное взаимоотношение между челюстями формируется в процессе взросления ребенка, чему способствуют процессы активного сосания и жевания.

    Однако правильное формирование челюстей часто нарушается. Это происходит вследствие недостаточного развития жевательной мускулатуры. Щель между группами фронтальных зубов обеих челюстей превышает допустимые 2 мм. А это отклонение от нормы способно существенно изменить фонацию и речь.

    Рассмотрим распространенные виды прикуса, которые способны привести к серьезным нарушениям дикции.

    Дистальный

    Неправильное смыкание характеризуется патологическим выдвижением вперед верхней челюсти по отношению к нижней. Проблема усугубляется нарушением пропорций лица, уменьшением подбородочной области, сложностями в процессе пережевывания пищи.

    При такой клинической картине нижняя губа располагается под фронтальными элементами верхней челюсти. При произношении человеком звука «с» окружающие слышат «ф».

    Мезиальный

    При данном виде неправильной окклюзии подвижная челюсть увеличена, и нижние элементы зубного ряда перекрывают верхние.

    Для аномалии характерно «межзубное» произношение шипящих и свистящих звуков. Отмечается дефект смягчения звуков «д» и «т».

    Передний прикус открытого типа

    Разновидность нарушения отличается отсутствием контакта между рядами в переднем отделе с образованием вертикальной щели. Рот человека находится в приоткрытом положении. Язык постоянно попадает в образованную щель, что приводит к межзубному сигматизму (шепелявости).

    Логика диагностики в ортодонтии и используемые методики.

    Заходите сюда, чтобы ознакомиться с видами анкоража в ортодонтии.

    По этому адресу http://zubovv.ru/ortodontiya/prikus/smeshhenie-sredney-linii.html мы расскажем, как исправляют смещение средней линии зубов.

    Боковой прикус открытого типа

    При данной патологии контакт между боковыми зубами обеих челюстей отсутствует. В пространстве между коренными зубами «гуляет» воздух.

    Это обуславливает «боковое» произношение многих речевых звуков. Чаще неправильно звучат звуки «р», «к», «г», «х».

    Глубокий прикус

    Неправильное смыкание сопровождается выраженным перекрытием нижних зубов верхними элементами – это примерно на 1/3 коронки.

    Нарушение звуков происходит из-за отсутствия возможности в процессе произношения приподнять кончик языка и зафиксировать его положение за верхними элементами.

    Особенности аномалии не позволяют образоваться пространству между верхними и нижними резцами. Во время произношения выдыхаемый воздух не находит выхода. Звуки звучат зажато и неотчетливо.

    Перекрестный прикус

    Аномалия отличается несоответствием размеров и формы зубов в поперечном направлении. Это делает невозможным контакт краевой кромки языка с поверхностью жевательных зубов.

    Воздушный поток проходит не по центру ряда, а с боковых сторон, вызывая хлопающее произношение. Звуки звучат нечетко, появляются дополнительные призвуки.

    Также сильное влияние на речеобразование оказывает наличие пустот в переднем отделе зубного ряда. Отсутствие одного или нескольких фронтальных единиц препятствует правильной постановке свистящих и губно-зубных звуков. Речь становится невнятной и плохо артикулированной.

    Очень важно своевременно диагностировать неправильный прикус у ребенка. Поэтому специалисты рекомендуют родителям следить за развитием зубочелюстного аппарата малыша и при малейших отклонениях, незамедлительно записываться на прием к ортодонту. Легче всего устранять аномалию при сменном прикусе.

    В подростковом и зрелом возрасте проблемы с прикусом решаются сложнее. Но при грамотно спланированном ходе лечения, стать обладателем красивой улыбки и безупречной дикции можно за относительно короткий промежуток времени.

    Задача ортодонта и логопеда

    Статистические данные свидетельствуют, что случаи речевых расстройств и аномалий прикуса ежегодно только возрастают. По этой причине совместное сотрудничество стоматологов, ортопедов и логопедов крайне необходимо.

    Это позволит своевременно выявить развитие миофункциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, а также предупредить патологии речи и строения зубочелюстного аппарата.

    Речевой аппарат человека состоит из центрального и периферического отдела, первый из которых имеет двигательную и воспринимающую зоны. В периферическом отделе сосредоточены органы голосового аппарата, дыхания и фонетики (артикуляция).

    Самым важным органом артикуляционной системы является язык. Образование отдельных звуков и членораздельность произношения обеспечивается за счет способности языка смыкаться с неподвижными органами артикуляции (зубы, небо, челюсти, губы) и изменять свое положение.

    Нормальное произношение нарушается не только по причине отклонений в строении зубов и челюстей, но и из-за слабой подвижности языка. Поэтому, чтобы определить истинную причину плохой речи, важен осмотр, как логопеда, так и ортодонта.

    Ортодонт

    Ортодонт – зубной врач, специализирующийся на коррекции дефектов зубочелюстной системы.

    В компетенцию этого специалиста входит устранение следующих дефектов:

    • нарушения прикуса различной степени тяжести, в том числе и требующие оперативного вмешательства;
    • прорехи и диастемы между зубами;
    • скученность зубов;
    • неправильный рост и положение элементов ряда;
    • патологии челюстных дуг;
    • проблемы с дыханием по причине аномального строения зубочелюстного аппарата;
    • сбои в разговорных функциях;
    • ослабление функциональности жевательных мышц;
    • выраженная асимметрия лица.

    Логопед

    Логопед – это специалист, занимающийся выявлением, диагностикой и устранением различных речевых дефектов, не только у детей и подростков, но и у взрослой категории пациентов.

    К основным задачам доктора относятся:

    • коррекция правильного произношения звуков;
    • расширение активного лексикона;
    • повышение четкости произношения;
    • применение реабилитационных программ у пациентов, которые имеют проблемы с речью вследствие перенесенных заболеваний или травм;
    • выявление причин нарушения произношения и составления плана лечения;
    • определение наличия поражений органов речевой системы.

    При нормальном функционировании речевого аппарата и полноценной способности обнаруживать и воспринимать звуки, нарушение речи чаще спровоцировано развитием дислалии – дисфункции, при которой искажается произношение или утрачивается способность произносить отдельные звуки.

    Чаще такая патология развивается вследствие длительного «сюсюканья» с ребенком.

    Дефектное произношение механического типа связано анатомическими патологиями периферических органов речи. Также механическая дислалия может возникать по причине нарушений прикуса, неправильного положения языка, проблем с функциональностью связочного соединения языка и нижней челюсти, ненормально высокой формы неба.

    Формирование речи у детей завершается в 7 лет. Несмотря на это, первые проявления, свидетельствующие о нарушении речеобразования, могут появляться уже в полуторагодовалом возрасте. Именно в этот момент важно незамедлительно приступить к коррекции.

    Если оставить признаки дислалии и других речевых нарушений без внимания, положение может усугубиться. В раннем возрасте специалисту легче активизировать правильную работу языка, тем самым нормализовать развитие всего зубочелюстного аппарата в целом.

    Ортодонт и логопед должны работать в тандеме в случаях нарушения речи на фоне аномалии прикуса. Корректирующие меры наиболее эффективны в период сменного прикуса, когда ребенок достиг 5-лентнего возраста.

    Причины развития аномалий

    Среди причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нарушениям произношения, специалисты выделяют следующее:

    • короткий период кормления грудью (менее 1,5 месяцев);
    • преимущественное присутствие мягкой пищи в рационе питания;
    • использование сосок плохого качества и длительное сосание пустышки;
    • привычка сосать палец и посторонние предметы, прикусывать губу;
    • непроизвольный скрежет зубами;
    • ранняя утрата зубов временного комплекта, запоздалое прорезывание единиц;
    • генерализованный кариес (острая форма);
    • болезни дыхательных органов (нарушается окклюзия из-за постоянного дыхания ртом);
    • травматические повреждения зубов;
    • генетический фактор.

    У взрослых проблемы с прикусом и произношением чаще развиваются в силу следующих причин;

    • наличие увеличенных промежутков между зубами;
    • полная беззубость;
    • отсутствие в ряду одной или нескольких единиц;
    • тесное положение, повороты зубов в челюстной дуге.

    Обсудим вместе, какую роль играет скелетная опора в ортодонтии и что это такое.

    В этой публикации мы расскажем о тактике лечения нижней ретрогнатии.

    Особенности лечения взрослых

    Коррекция произношения и аномального прикуса у взрослых имеет свои особенности, которые обусловлены рядом факторов:

    • к исправлению приступают в период законченного формирования лицевого скелета;
    • костные структуры в зрелом возрасте плохо перестраиваются под действием ортодонтического аппарата;
    • возникает риск вторичного искривления рядов;
    • лечение затягивается на длительный период в сравнении со сроками устранения аномалий у детей;
    • возможны рецидивы;
    • взрослому пациенту сложно привыкнуть к корректирующей системе в полости рта;
    • не все виды аномалий прикуса можно исключить без хирургического вмешательства.

    Коррекция произношения у взрослой категории пациентов проходит трудно, т. к. длительные проблемы с речью прочно закреплены.

    Даже после результативного исправления прикуса идеальное произношение не восстанавливается. Чтобы добиться желаемого, логопед, совместно с пациентом, должен провести длительную и трудоемкую работу.

    Важно! Чтобы лечение было эффективней, и пациент остался доволен его результатом, рекомендуется одновременно корректировать и прикус, и речь.

    Последствия отказа от коррекции

    При запущенных формах аномалий прикуса и долгосрочных дефектах речи возникает риск развития осложнений, негативно влияющих на состояние жевательного и речеобразующего аппарата.

    • Заболевания, характеризующиеся патологическими процессами в тканях пародонта (развиваются на фоне неправильного распределения нагрузок между зубами, часто приводят к утрате единиц).
    • Дисфункция работы ВНЧС (патология оказывает существенное влияние на качество жизни пациента).
    • Частые травмы мягких структур полости рта (велик риск появления злокачественных новообразований).
    • Эстетические проблемы, снижение самооценки, психологический дискомфорт.

    Последствия грубого недоразвития речи не такие глобальные. Снижается способность человека к общению и установке связей, процессы адаптации в социальной среде проходят со сложностями.

    Над детьми с речевыми проблемами смеются сверстники, что приводит к их замкнутости и нерешительности. Стоит отметить, что алалия пагубно сказывается на умственном и интеллектуальном развитии.

    В ряде исследований детей с неправильным произношением было установлено, что малыши в возрасте 4 лет, имеющие проблемы с речью, формировали способность к овладению и пользованию различными типами мышления наравне со своими одногодками. А уже в 6 лет у таких пациентов наблюдалась умственная отсталость.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Доказано, что зубочелюстные дефекты способны существенно искажать произношение различных звуков. Добиться успешных результатов лечения прикуса и нормализации функций речевого аппарата можно, если принять во внимание следующие важные аспекты:

    • В составлении плана лечения должен участвовать как ортодонт, так и логопед.
    • Чем раньше приступить к устранению проблем, тем продуктивней будет результат.
    • Эффективность лечения зависит от возраста пациента, и его желания соблюдать врачебные наставления.
    • Лучше проводить коррекцию при сменном прикусе (однако успех исправления гарантирован в любом возрасте).
    • Нормальное речеобразование напрямую зависит от прикуса. При этом не стоит забывать, что и зубочелюстные дефекты могут возникать на фоне нарушений произношения.

    Родители, помните! За формированием речи у ребенка нужно следить с годовалого возраста. При обнаружении малейших отклонений от нормы важно незамедлительно обратиться за помощью к специалистам.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Связь логопедии и ортодонтии

    Согласно статистическим данным, ежегодно возрастают случаи речевых расстройств, поэтому проблема их профилактики в детском и подростковом возрасте очень актуальна. Благодаря совместному сотрудничеству логопедов, детских стоматологов, ортодонтов и педагогов в дошкольных учреждениях можно на ранних этапах развития обнаружить миофункциональные нарушения, из-за которых возникает различная речевая патология.

    Логопедия – это педагогическая наука, но при этом она тесно связана и с медициной. В противном случае вряд ли представлялось бы возможным изучить и преодолеть многие серьезные речевые нарушения.

    Наиболее тесная связь логопедии и стоматологии: данные стоматологических исследований нашли широкое применение в логопедии. Очень часто патология речи возникает в результате повреждений речевых органов, именно их характер позволяет определить содержание дальнейшей работы. В данной публикации мы стараемся обратить внимание специалистов-логопедов на одинаковые моменты в работе ортодонтов и логопедов и заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества для того, чтобы своевременно обнаружить нарушения строения артикуляционного аппарата, которые нуждаются в специальной медицинской коррекции и оказать таким пациентам необходимую профессиональную помощь.

    Человеческий речевой аппарат условно разделяют центральный и периферический отделы. Кроме того, центральный отдел подразделяют на двигательную и воспринимающую части. Периферический отдел речедвигательного анализатора – это органы голосообразования, артикуляции и дыхания.

    Отдел артикуляции речевого аппарата расположен в полости носоглотки и рта (в надставной трубке). Основные органы артикуляции – губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо, нижняя и верхняя челюсти. Наиболее активным и подвижным артикуляционным органом является язык. В ротовой полости он может занимать разнообразные положения, сближаясь или полностью смыкаясь с теми органами артикуляции, которые менее подвижны. Именно это способствует образованию конкретных звуков, речи придается членораздельность. Нормальная артикуляция речи затрудняется не только при дефектах в строении зубов и челюстей, а также при недостаточной подвижности языка. При наличии дефектов в строении мягкого и твердого неба нарушается нормальное взаимодействие носового и ротового резонаторов, из-за этого не только нарушается звукопроизношение, но и возникают расстройства голосовой функции.

    Причины патологии аномалий строения артикуляционного аппарата

    Чтобы обнаружить возможные причины аномалий строения артикуляционного аппарата, малыш внимательно осматривается, при этом учитываются такие данные:

    1. Значительное влияние на состояние артикуляционных органов может оказывать неправильный образ жизни родителей и неблагоприятная наследственность. По наследству передаются особенности артикуляционного аппарата, в частности, чрезмерное развитие или недоразвитие челюстей, короткая уздечка языка, диастема, расщелины твердого неба.

    2. Особенности течения беременности (как первой, так и второй половины).

    3. Осложнения в процессе родов.

    4. Каким родился ребенок – доношенным или недоношенным.

    5. Характер вскармливания малыша: до какого возраста он находился на грудном вскармливании, с какого – на искусственном, питье из чашки, кормление из ложки. В каком возрасте малышу начали давать жесткую пищу. В результате неправильного кормления может нарушаться формирование глотательных и жевательных функций.

    6. Чем болел ребенок на первом году жизни, находится ли он у педиатра на учете?

    7. Данные внешнего осмотра:

    • Прежде всего, необходимо определить динамику физического развития, наблюдались ли скачки роста. Дети, недоразвитые физически более подверженны простудам, у них плохой аппетит, вялость, часто в развитии может отставать нижняя челюсть и из-за кариеса они рано теряют зубы.
    • Выявление особенностей строения лица – его пропорциональность, симметричность или несимметричность (выражается при косом прикусе); состояние носогубных складок – их сглаженность (в том случае, если более развита верхняя челюсть, чем нижняя) или выраженность (в случае недоразвития верхней челюсти). В том случае, если недоразвита нижняя челюсть, наблюдается выраженность подбородочной складки (дистальный прикус); если нижняя челюсть более развита, по сравнению с верхней – ее сглаженность (мезиальный прикус).
    • Оценивается правильность осанки. Голова и туловище в норме расположенны на одной вертикальной линии, немного опущенны и отведенны назад плечи, относительно друг друга они расположенны на одном уровне. Лопатки не выступают, грудная клетка немного выдвинута вперед и развернута, ноги в коленях прямые, подтянут живот. Нарушение осанки напрямую связанно с риском возникновения аномалий в развитии зубных рядов и челюстей, ни в коем случае нельзя это считать мелочью, которая не требует внимания. Это достаточно серьезно, ни в коем случае нельзя ждать, что все образуется само собой. Детский организм растет быстро, поэтому вмешаться в дальнейшем в его неправильное развитие будет труднее. Те дети, у которых неправильная осанка, как правило, страдают патологией нервной системы, органов дыхания, у них плохое зрение и недоразвита нижняя челюсть.

    8. Наличие вредных привычек. По мнению многих родителей, неровные зубы являются результатом наследственности. Но это мнение ошибочно – в 70% случаев источником нарушения функций зубочелюстной системы являются именно вредные привычки.

    Формирование вредных привычек происходит, чаще всего до полтора года, реже – в дошкольном возрасте или младшем школьном. Чаще их можно обнаружить у тех детей, которые склонны к депрессии. Если у ребенка уже сформировалась вредная привычка, родителям нужно бороться с ней, а не со своим чадом, стараясь затрачивать на ее преодоление столько времени, сколько происходило ее закрепление.

    Вредные привычки

    К наиболее распространенным вредным привычкам можно отнести сосание щеки, языка, пальцев, привычка надавливать на зубы языком, ротовое дыхание, прикусывание щек и губ, неправильная артикуляция речи, фиксированные позотонические рефлексы, которые определяют неправильное положение частей тела в состоянии покоя – запрокидывание головы, подкладывание под щеку кулака или неправильная поза во время сна и др. Это способствует сужению челюстей в боковых участках, чрезмерному развитию верхней челюсти, открытому прикусу.

    9. Исследование функций речи, дыхания, жевания, глотания. Именно они имеют влияние на процесс формирования зубочелюстной системы. В том случае, если обнаружены отклонения от нормы одной из функций, это грозит не только формированию неправильного прикуса, но и различным проблемам со здоровьем в целом.

    В процессе формирования зубочелюстной системы не последнюю роль играет функция дыхания. В том случае, если затрудняется прохождение через носовые ходы струи воздуха, развивается смешанное или ротовое дыхание. Ротовое дыхание можно считать вредной привычкой только потому, что малыш дышать носом может, но из-за частых простудных болезней он отвык делать это. Клинически это проявляется постоянно полуоткрытым ртом, заметным напряжением крыльев носа при дыхании, увеличение нижней трети лица в состоянии покоя. Такие дети имеют впалую грудь, узкие плечи, кожа бледная (особенно щеки), они часто начинают облизывать губы, из-за чего может возникнуть хейлит.

    В результате ротового дыхания изменяется форма верхней челюсти: сужается в боковых участках. Вместе из сужением челюсти меняют свою форму носовые ходы, происходит искривление носовой перегородки и такие деформации поддерживают привычку дышать ртом, в результате чего изменяется тембр голоса.

    Нарушение дыхательной функции возможно также при увеличении аденоидов. Даже после их удаления у многих детей привычка дышать ртом сохраняется. Такие малыши обязательно нуждаются в курсе лечения у ортодонта и логопеда, длиться оно должно до тех пор, пока ребенок не научится дышать носом. Неправильное дыхание в противном случае может привести к тяжким последствиям – формированию аденоидного типа лица, который проявляется удлиненным овалом лица, широкой переносицей, суженными ноздрями, сухостью и несмыканием губ, недоразвитой нижней челюстью, формированием двойного подбородка. Через ослабление диафрагмы ротовой полости, опушение и смешение языка вниз и кзади нарушается артикуляция. Если не позаботится о ребенке, то из-за регулярного дыхания ртом могут развиваться более выраженные аномалии зубочелюстной системы.

    Правила для правильного формирования зубов и челюсти

    На формирование зубов и челюсти сильно влияют такие функции, как жевание и глотание. Поэтому родители уже с момента использования искусственного вскармливания младенца должны помнить ряд правил:

    • соску надевать на бутылочку с широким горлышком, она обязательно должна быть упругой и иметь не одно большое, а три маленьких отверстия;
    • ребенка берите на руки и удерживайте в одной позе, так же, как и во время кормления грудью;
    • бутылочку держите под углом в 45 градусов, не опирайте на нижнюю челюсть крохи;
    • своевременно переходите на кормление твердой пищей;
    • во время кормления с ложечки подносите ее к губам малыша, а не непосредственно в рот. Ребенок должен тянуться к ложке, именно такое движение является своеобразной тренировкой мышц челюсти. В годовалого ребенка ложка – это основной столовый прибор.

    Задержка формирования функции глотания и жевания будет задерживаться, если искусственное вскармливание проводится неправильно, например, после достижения года его и дальше кормят через соску. Осматривая таких детей, можно наблюдать такую картину: открыт рот, язык расположен между зубами нижней и верхней челюстей, при глотании видно, как сокращаются мышцы приротовой области, развитие верхней челюсти опережает нижнюю, глотание инфантильное. Из-за этого происходят значительные изменения челюстно-лицевой области, развиваются нарушения артикуляции и некоторые звуки произносятся дефектно.

    В результате нарушения соотношения развития челюстей у детей страдает функция жевания, а это отражается на общем состоянии маленького человечка. В норме рот при жевании закрыт, пища откусывается передними зубами, а ее разжевывание – боковыми зубами попеременно справа и слева.

    В случае глубокого резцового перекрытия малыш не способен активно разжевать пищу, он ест достаточно долго. Из-за открытого прикуса ребенок приспосабливается и начинает откусывать пищу клыками. Такая же ситуация возможна в случае раннего удаления центральных резцов и отсутствия дальнейшего протезирования. В результате этого нарушается артикуляция.

    Функциональным нарушениям речи способствует неправильно прикрепленная уздечка языка, это может определяться уже с первых дней жизни крохи. Такая патология проявляется затруднением или невозможностью сосательных движений (вся причина в ограниченности подвижности языка). Решить такую проблему можно только хирургическим путем (желательно до начала первого кормления или хотя бы до трехмесячного возраста младенца). В результате подсечения уздечки движения языка становятся достаточными для того, чтобы совершить нормальный акт сосания. Но иногда это может не полностью нормализовать функцию языка и его положение. В трехлетнем возрасте уздечка должна прикрепляться к языку одним концом (расстояние от его кончика 1,5 см), а другим крепиться за выводные протоки подъязычных желез. В том случае, если уздечка языка укороченна, второй конец минует подъязычные железы и закрепляется с язычной стороны альвеолярного отростка.

    В том случае, если ребенок способен в виде свечи поднять язык, до пятилетнего возраста назначаются занятия с логопедом, а затем после этого проводится операция и занятия с логопедом продолжаются.

    На что нужно обратить внимание в полости рта

    10. Осмотр ротовой полости.

    Осматривая ротовую полость ребенка, внимание обращают на такие показатели:

    • состояние слизистой оболочки рта – оно может нарушаться в том случае, если у ребенка есть вредная привычка прикусывание;
    • преддверие ротовой полости – достаточной глубины, среднее или мелкое;
    • уздечка верхней губы – размер нормальный или аномальный, оценивается место его прикрепления. При диастеме в случае легкой растяжимости уздечки операция осуществляется перед тем, пока не прорезались постоянные зубы.
    • состояние уздечки нижней губы – если она крепится к десневому сосочку, проводят рассечение;
    • оценка прорезывания зубов – нормальное, запоздалое или преждевременное, непарное или парное, последовательность;
    • прикус – положение нижних и верхних зубов при смыкании относительно друг друга. Основные признаки того, что прикус у ребенка сформирован правильно:

    а) зубные дуги ровные;

    б) верхняя челюсть относительно нижней располагается кпереди;

    в) коронки передних верхних зубов частично (на 1/3) перекрывают коронки передних нижних зубов;

    г) средняя вертикальная линия, которая проходит между центральными зубами, должна совпадать со средней линией лица.

    Если обнаружены отклонения от этоих норм, это свидетельствует о том, что прикус сформирован неправильно.

    Различают прикус временный (молочный) с шестимесячного возраста до 5-6 лет, сменный – 6-12 лет и постоянный. В прикусе молочном (временном) в свою очередь, можно выделить 3 периода:

    • формирующегося временного прикуса – с 6 мес. до трех лет;
    • сформированного временного прикуса – 3-5 лет;
    • период, который предшествует смене зубов – 5-6 лет.

    В каждом из периодов временного прикуса обязательно нужно учитывать изменение формы челюстных костей в процессе их роста. Так, глубокий прикус характерен для первого периода, связанно это с процессом неполного прорезывания зубов.

    Во втором периоде дистальные поверхности нижних и верхних резцов располагаются в одной вертикальной плоскости с дистальной ступенькой (сагитальная щель), уплощается фронтальный участок нижней дуги зуба и уменьшается глубина фронтального перекрытия. Все это переходящие проявления, но их можно рассматривать, как начало формирования патологического процесса, особенно в том случае, если такие симптомы одновременно сочетаются с нарушением функции речи, дыхания и глотания.

    В период, который предшествует процессу смены временных зубов постоянными считают нормой значительную стираемость бугров клыков, моляров и краев временных резцов. При достоверном увеличении в трансверзальном направлении размеров зубных дуг между вторыми временными молярами и клыками, боковыми и центральными резцами указывает на то, что формируется нормальный постоянный прикус. Очень часто может отсутствовать стираемость одного из клыков, из-за этого может развиваться перекрестный (косой) прикус.

    Зачем лечить молочные зубы с точки зрения логопедии

    Долгое время придерживались мнения, что молочные зубы являются непонятным капризом природы. Очень часто родители даже не уделяют им надлежащего внимания, придерживаясь мнения, что не обязательно проводить лечение молочных зубов, ведь они все равно ненадолго. Но за свое недолгое время пребывания они собирают для постоянных зубов много информации для зубов постоянных, сохраняя место для дальнейшего правильного прорезывания. Очень важно учитывать то, что удаляя молочных зуб за 2 года до того, когда должен прорезаться зуб постоянный, необходимо протезирование, так как это скажется в дальнейшем на формировании соотношения зубов, а также артикуляции.

    Логопед должен владеть знаниями об аномалиях аппарата артикуляции в зависимости от возраста малыша, он поможет обнаружить дефекты его строения, а это позволит предположить наличие механической дислалии. Чтобы предотвратить ошибки, важно учитывать степень зависимости правильной звуковой артикуляции от конкретно обнаруженной аномалии строения артикуляционного аппарата.

    К примеру, укороченная уздечка языка способна обусловить неправильное произношение или полную невозможность произношения звука «р», а в некоторых случаях шипящих звуков. Но связывать неправильное произношение свистящих с наличием такой аномалии неправильно. При их артикуляции кончик языка должен находиться около нижних резцов.

    Например, при боковом открытом прикусе может возникнуть боковой, но не губно-зубной сигматизм. Предрасполагающим факторпом последнего является прогнатия, нижняя губа при ней часто может непроизвольно подтягиваться под верхние резцы, выступающие вперед, из-за этого вместо звука «с» слышно звук «ф»-подобный. Если у ребенка нет выраженных отклонений от нормального строения артикуляционного аппарата, диагноз механической дислалии можно исключить. В этом случае неправильному произношению звуков способствует какая-то другая причина.

    Чтобы не ошибиться, необходимо учитывать, насколько зависит правильная звуковая артикуляция от той или иной аномалии строения артикуляционного аппарата. В случае механической дислалии часто возникает необходимость исключать аномалии стрения речевого аппарата до постановки звуков.

    Прямая связь логопед – ортодонт

    Чтобы все эти проблемы решить правильно, такие специалисты, как ортодонт и логопед должны тесно взаимодействовать. Например, если у ребенка очень короткая уздечка языка, постановить звук «р» можно только после того, как будет проведено оперативное лечение этой проблемы. Преодолеть межзубной сигматизм можно, предварительно устранив открытый прикус во фронтальном отделе.

    Из-за прокладывания языка между зубами у ребенка при открытом прикусе нарушается дикция, затрудняется произношение свистящих звуков. Но логопеду не под силу помочь ребенку поставить правильное произношение звуков, если этому препятствует нарушение строения у него зубочелюстной системы и обусловленные этим проблемы артикуляционного аппарата. В таких случаях лечением занимаются ортодонт совместно с логопедом или дефектологом.

    Для коррекции открытого прикуса рекомендовано использовать специальные трейнеры или вестибулярные пластинки – силиконовые мягкие позиционеры, которые корректируют положение языка и способствуют нормализации баланса внутриоральных и приоральных мышц. Логопедам, работая с ребенком, рекомендуется пользоваться вестибулярными пластинками специальных модификаций: с целью правильно позиционировать язык – с проволочной заслонкой, чтобы провести разминку языка перед тем, как проводить специализированные упражнения – с бусинкой. Такие пластинки помогают логопеду быстро и эффективно поставить сложные звуки.

    Трейнеры и вестибулярные пластинки являются стандартными аппаратами, не требующими снятия слепков, индивидуального изготовления. Они позволяют просто и безболезненно устранить на ранней стадии нарушение прикуса. В результате использования таких аппаратов можно не только провести коррекцию прикуса, нормализировать положение языка и его функции, а также тип глотания и дыхания, улучшить осанку и общее развитие организма малыша. При этом, уже корректируя прикус, логопед может использовать специальные артикуляционные упражнения, которые также позволяют ускорить ортодонтическое лечение.

    Ссылка на основную публикацию