Реставрация зубов с помощью силиконового ключа

Особенности метода силиконового ключа в стоматологии

Развитие современных методов реставрации даёт возможность функционального и эстетического восстановления зубов. Одним из таких методов является технология использования силиконового ключа.

Силиконовый ключ в стоматологии это такая методика реставрации анатомической формы зубов с использованием оттисков из силикона. Такие ключи изготавливаются с использованием модели из гипса. Дефект восстанавливается воском.

Окклюзионный силиконовый ключ используется для точного повторения формы по анатомии. Особенно это актуально для нёбной поверхности. Шаблон применяется для реставрации как фронтальных, так и боковых моляров. Для получения максимальной достоверной копии шаблон должен накрывать участок десны и рядом расположенные зубы.

Шаблон делается из А-силикона прямо в ротовой полости, снимается оттиск, при этом захватывается режущий край реставрируемого зуба и два соседних с противоположных сторон для надёжности опоры. Полученный оттиск разрезают по черте, которую образует режущий край.

Особенности реставрации

Метод силиконового ключа в терапевтической стоматологии является инновационной разработкой позволяющая обеспечить максимальный эстетичный вид и анатомическую форму восстанавливаемого зуба. Такая методика существенно уменьшает временные затраты по реставрации.

Эта технология используется и при устранении кариеса скрытых форм характерных для моляров жевательной группы. Кариозная полость наполняется композитным материалом, а завершающая порция моделируется шаблоном. При этом для исключения наплыва материала создаются отводные каналы в ключе.

Слепок можно делать и без использования ложки. Процедура реставрации может быть выполнена в несколько этапов с послойным нанесением материала. Инструкция использования силиконового ключа в стоматологии можно посмотреть в видео.

Показания и противопоказания

Показаниями к применению силиконового ключа являются такие состояния пациента:

  • восстановление после получения травм в виде сколов;
  • необходимость замены старых пломб;
  • лечение кариеса на первичных стадиях;
  • потребность в эстетической реставрации.

Так как используются материалы силиконовой группы, то у некоторых пациентов могут проявляться аллергические реакции на них. Такие случаи являются противопоказаниями использования технологии силиконового шаблона.

Преимущества и недостатки техники

Технология силиконового шаблона (ключа) позволяет достичь таких результатов:

  • значительную экономию по времени на восстановление;
  • нёбная поверхность оптимально соответствует природной, окклюзионная плоскость получается практически натуральной и подходит пациенту (на финишной стадии восстановления требуется некоторая корректировка по точкам смыкания зубов);
  • абсолютная симметричность по контуру между режущими краями клыков и резцов;
  • контролируемость процесса нанесения композитных материалов и как результат оптимальная толщина, требующая минимальной финишной обработки.

Не обошлось и без определённых недостатков. К ним относятся следующие факторы:

  • силикон относится к жёстким материалам, что не даёт возможность полной мерой отобразить микро анатомию;
  • силикон подвержен деформированию при отдавливании композитных материалов;
  • работа ограничивается однопаковой методикой исполнения;
  • использование латексного полотна затрудняет работу с силиконовым блоком.

Последние разработки используют носитель (аппликатор) и жидкотекучие композитные материалы, что позволяет максимально приблизиться к анатомическому строению при снятии оттисков.

Этапы реставрации зубов

Восстановление зубов по технологии силиконового шаблона выполняется в такой последовательности:

  1. Определение цвета. На первом этапе необходимо определиться с цветом реставрируемого резца, моляра.
  2. Моделирование формы. Используется воск, и на модели повторяется зуб по форме. Извлечённая модель служит основой изготовления силиконового шаблона. Данная методика у стоматологов называется Wax-up.
  3. Mock-up. Непосредственное моделирование анатомической формы зубов в ротовой полости.
  4. Изготовление ключа. Снятый силиконовый оттиск служит основой для изготовления шаблона из силикона поверхности нёба.
  5. Препарирование. При использовании техники Mock-up предварительно из ротовой полости извлекаются композитные материалы, затем выполняется обтачивание (препарирование) полости с кариесом. В случаях необходимости в целях эстетического восстановления проводится снятие пигментных тканей с поверхности эмали. Для обеспечения плавного цветового перехода между искусственными и натуральными тканями стоматолог формирует скос эмалевой поверхности.
  6. Очистка. При помощи абразивных паст и специальных инструментов (насадка в виде щётки) происходит очистка зубов.
  7. Травление. Для травления и нанесения адгезионного материала следует обеспечить надёжную защиту зубов от соприкосновения с выделениями слюны.
  8. Закрепление ключа. На силиконовую матрицу (режущий край) наносят нужного оттенка композитный материал. Готовый силиконовый шаблон закрепляется на зубной поверхности с нёбной стороны. Затем наносится базовый оттеночной эмали. Процесс выполняется с нёбной поверхности. Таким образом, шаблон задаёт форму для дальнейшего наложения композита в несколько слоёв.
  9. Накладывание базового оттенка эмали. Для формирования зубной апроксимальной поверхности необходимо установить специальную матрицу. После этого стоматолог накладывает базовый оттенок эмали.
  10. Нанесение дентина. На следующем этапе происходит послойное нанесение дентинной поверхности. Реставрация выполняется в направлении от оральной до вестибулярной поверхности.
  11. Накладывание цвета. Накладывание требуемого цветового тона эмали завершает реставрационный этап.
  12. Затвердение и зачистка. Полученная эмаль осушается до затвердения и затем выполняется механическая зачистка.
  13. Полировка. На завершающем этапе производится полировка реставрированной поверхности с помощью специальных силиконовых насадок на малых оборотах.

В результате пациент после всех манипуляций имеет реставрированный резец практически не отличающийся по анатомии и цвету.

Стоимость

Ценовая политика различается и зависит от многих факторов. Исходные материалы, оснащение технологичным оборудованием, уровень квалификации персонала влияет на уровень цен при реставрации зубов по методике окклюзионного ключа. Частные клиники предложат пациентам качественный уровень обслуживания, но цены будут выше, чем при обращении в государственные поликлиники.

Стоимость также зависит от количества восстанавливаемых единиц. Узнать всю информацию о прейскурантах на оказываемые услуги можно непосредственно при обращении на сайты, и обзвонив лечебные учреждения.

Реставрация зубов по методике силиконового ключа относится к инвазивным технологиям. Данная методика позволяет восстанавливать функциональные возможности зубов с минимальными затратами времени.

Вылеченные и реставрированные таким образом зубы не отличаются от настоящих, служат на протяжении длительного времени. Эстетическая реставрация позволяет исправить дефекты, форму, цвет и т. д. Пациент затрачивает меньше времени по сравнению с традиционными методиками реставрации зубного ряда.

Реставрация зубов с помощью силиконового ключа

Введение.

При реставрации зубов врач встречается с такими трудностями, как невозможность контроля толщины накладываемых слоев композиционного материала, не совсем оптимальный рельеф небной, жевательной поверхностей, большая затрата времени и другое. Эти недостатки можно избежать при применении техники с использованием “силиконового ключа” [1,2,10] .

Силиконовый ключ – метод восстановления анатомической формы зуба с помощью силиконового слепка. Ключ изготавливают на гипсовой модели при помощи восстановления дефекта воском. Ключ разрезают в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Для точности он должен покрывать десну и соседние зубы. Ключ используется как на фронтальных, так и на боковых группах зубов. Ключ накладывается на зуб, и получаем «руководство к действию». На область режущего края и на апроксимальные поверхности силиконовой матрицы наносится композит эмалевого оттенка, на небную поверхность – дентинный оттенок. Структура зуба восстанавливается последовательно от оральной поверхности к вестибулярной [3,5].

Эта методика применяется и для лечения скрытых форм кариеса в группе жевательных зубов. Полость заполняется композитом, а последняя порция формируется ключом, исключая наплыв материала путем создания в ключе отводных каналов.

Внедрение в клиническую практику методики «силиконового ключа» будет способствовать не только экономии времени врача, но и профилактике возможных осложнений. Данный способ позволяет получить оптимальный рельеф небной и окклюзионной поверхности, практически полное отсутствие необходимости окклюзионно-артикуляционной коррекции. Технология изготовления ключа предельно проста, однако позволяет повысить эргономические показатели на стоматологическом приеме [4,6,8].

В настоящее время все больше работ выполняется не только в целях восстановления функции, но и в целях восстановления или улучшения эстетики и не всегда связано с наличием кариозных полостей. При этом все большее количество реставраций изготавливается по принципу минимально инвазивной терапии, заключающейся в замещении дефектов с использованием адгезивной техники и микроретенции на твердых тканях зуба [7,9].

Основные этапы работы:

  1. Определение цвета твердых тканей зуба.
  2. Прямое (mock-up) или непрямое (wax-up) моделирование формы зуба.

Техника Wax-up (воспроизведение на модели формы зубов с помощью воска) с обязательной проверкой окклюзионных взаимоотношений. На основании Wax-up изготовляется силиконовый ключ, позволяющий воспроизвести небную поверхность зубов в соответствии с окклюзией.

Техника Mock-up – техника моделирования анатомической формы зуба непосредственно в полости рта пациента. Она осуществляется для определения оптимальной формы с учетом необходимости увеличения их размеров и уменьшения ширины межзубных промежутков. Рекомендуется наносить композитный материал, цвет которого отличается от исходного цвета зубов. Необходимо обращать особое внимание на моделирование формы небной поверхности, без которой невозможно изготовить соответствующий слепок.

  1. Снятие нёбного силиконового оттиска и изготовление силиконового шаблона небной поверхности реставрации. Если зуб ранее был реставрирован, то данный этап проводится перед удалением имеющейся реставрации.
  2. Удаление реставрации и композитных материалов, которые были использованы для процедуры mock-up. Препарирование кариозной полости. По эстетическим требованиям проводится удаление пигментированных тканей. Формируется скос вестибулярной поверхности эмали для незаметного перехода цвета от материала реставрации к тканям зуба.
  3. Очищение зуба с помощью вращающихся щеточек и абразивных паст.
  4. Повторное определение цвета твердых тканей зуба.
  5. Изоляция зуба от слюны, травление, нанесение адгезива.
  6. На область режущего края силиконовой матрицы наносится композит эмалевого оттенка. Подготовленный силиконовый шаблон фиксируется на небной поверхности зуба. Создается базисный слой эмалевого оттенка вначале на небной поверхности. Таким образом, небный шаблон создает основу для нанесения последующих слоев композитного материала.
  7. Для формирования апроксимальной поверхности зуба при помощи клиньев устанавливается матрица и наносится базисный оттенок эмали.
  8. На сформированную небную поверхность слоями апплицируется дентинный оттенок. Структура зуба восстанавливается последовательно от оральной поверхности к вестибулярной. На этом этапе начинается формирование специфических анатомических деталей, например, мамелонов.
  9. Восстановление завершается аппликацией эмалевого оттенка, имеющего такой же тон, что и небный и апроксимальный слои.
  10. Финишная механическая обработка осуществляется после высушивания поверхности реставрации. Без изоляции, из-за эффекта увеличения объекта в капле воды, значительно затрудняется визуальный контроль за качеством шлифования.
  11. Полирование высушенной поверхности проводится осторожно при помощи специальных силиконовых головок различных форм на небольшой частоте.

Все стоматологи прекрасно знают, что цвет зуба определяется дентином. Поэтому идеальный композит должен содержать несколько разных оттенков дентина. Что касается эмали, то, наоборот, нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым и добиваться успеха, комбинируя оттенки.

Вывод.

Внедрение в клиническую практику методики «силиконового ключа» способствует не только экономии времени врача, но и профилактике возможных осложнений. Данный способ позволяет получить оптимальный рельеф небной и окклюзионной поверхности, практически полное отсутствие необходимости окклюзионно-артикуляционной коррекции. Технология изготовления ключа предельно проста, однако позволяет повысить эргономические показатели на стоматологическом приеме.

Особенности реставрации зубов со скученностью. Как работать без силиконового ключа?

Полировка реставраций до супер блеска
Когда речь идет о скученности зубов, основной вопрос всегда заключается в том, возможно ли с помощью реставрационного материала исправить ситуацию, или порекомендовать пациенту ортодонтическое лечение.

Для этого необходимо провести восковое моделирование, причем в идеале это должен сделать терапевт самостоятельно.

В данном случае, на основании воскового моделирования был сделан вывод, что серьезное препарирование не потребуется.

Препарирование было произведено в пределах дентина, пульпа задета не была, были удалены старые пломбы.
Если реставрация сложная, для оценки степени препарирования будет полезно изготовление силиконового ключа. Он позволяет создать и небную стенку, понять, как будет выглядеть будущий зуб.

Очень важно учитывать правило золотой пропорции для соблюдения визуального соотношения зубов в ряду.
Среди специалистов ведется активная полемика о том, что лучше: композитная реставрация или восстановление ортопедическими керамическими конструкциями. Многие считают, что реставрация лучше керамики, т.к. зубы остаются «живыми» и для проведения процедуры не требуется высокая квалификация, как, например, для реставрации керамическими винирами без обточки.
Один из примеров эффективного решения проблемы скученности зубов.

С центральными резцами особо серьезных проблем нет. Но внимание нужно обратить на боковой резец слева, зуб 22. Он завален слишком нёбно, зенит шейки расположен слишком низко, и эту проблему необходимо исправлять.
Клык 23 тоже развернут и его нужно привести в нормальное состояние. Что было сделано.
Мертвый зуб пришлось убрать, чтобы снизить угрозу для здоровых зубов.

Препарирование было проведено достаточно щадяще, кариес был убран. Боковые резцы практически не были препарированы с вестибулярной стороны. По этой поверхности можно один раз пройтись самым тонким желтым бором, в крайнем случае красным. Некоторые коллеги предпочитают обработку пескоструйным аппаратом для ортодонтов (не airflow).

У зуба 22 был заметно поднят уровень десны за счет использования керамического бора. Десна почти не кровит, что позволяет накладывать коффердам и работать в комфортных условиях.

После этого можно было приступить к восстановлению всех зубов по одному. Такой порядок работы позволяет предотвратить засыхание остальных зубов и изменение их цвета. Легко контролировать, попали в цвет или нет.

Чтобы реставрация была естественной по цвету, полезно использовать технику лееринга (наслоения). В практике, как правило, используются три цвета: темный дентин, более светлый дентин и эмаль, подходящая под цвет конкретного зуба.
В данном случае применялся материал Capo Natural с применением достаточно простой схемы. Если зуб имеет цвет А3, берется первый цвет дентина А4. Если зуб разрушен в значительной степени, нужно взять дентин потемнее. Но в принципе дентин берется на 2 оттенка темнее или на
1 оттенок, если дефект совсем маленький.
С помощью первого слоя дентина можно добиться совпадения прозрачности реставрации и зуба. Затем накладывается основной цвет, и согласно таблице Capo несложно подобрать финальный слой эмали для получения необходимой яркости. В данном случае Incisal medium.


Каждый зуб полируется и восстанавливается отдельно. Очень тонкий коффердам практически служит матрицей.
Иногда с помощью красок создается эффект частичной деминерализации зуба, чтобы придать ему большую естественность.
Восстановление мертвого зуба имеет свои нюансы. Восстановление проводится с помощью обычных композитных материалов, но обязательно создается очень яркое «ядро» (лампочка) из очень белого непрозрачного опакового материала, который воссоздает пульпу.

Этим меры позволяют воссоздать естественный вид зуба, который становится практически неотличим от здоровых соседей.
Полировка проводилась только резинками Enhance и Pogo.


Затем производится полировка с помощью пасты Dialog Polishing, содержащей мелкие частицы оксида алюминия. Их мельчайший размер позволяет добиться высокого качества полировки.

В данном случае весь зубной ряд был восстановлен приблизительно за 4 часа. При этом было проведено восстановление зуба и исправлена скученность.

Еще один клинический пример.

Зуб 21 находится в протрузии и наползает на зуб 11. Зуб 22 выпирает вперед медиально.

Процедура начата со снятия коронки с помощью специальных боров с зубчиками для резки металла. Затем зуб и десна были очищены и подготовлены к дальнейшей работе.

Следующий этап – препарирование центральных резцов. Зубы сепарируются для восстановления центральной линии зубов, т.к. зубы были смещены влево.
Оценить будущий результат работы можно с помощью воскового или компьютерного моделирования, или произвести расчет на бумаге с помощью штангенциркуля.

Безусловно, стоит провести заранее чистку, но в крайнем случае это можно сделать и в ходе процедуры.
Центральная линия была восстановлена.


Препарирование проводится с помощью уникального фиолетового бора компании Acrodent. У таких боров используется два вида алмазной крошки – красная больше, синяяменьше по размеру. За счет этого достигается высокая эффективность и аккуратность обработки.
Во время препарирования убирается кариес.

Важно учесть, что зуб 21 нужно сместить медиальнее. Для этого необходимо рассчитать размеры зубов по правилу золотой пропорции, о котором есть вебинары в наших архивах и специальный курс на данную тему.

Подробнее. Нужно измерить расстояние от медиального края клыка до средней линии с обеих сторон от нее. Это будет длина зубного ряда. Если получился размер 20мм (размер центрального и бокового резцов) надо этот размер разделить на 2.3 или 2.2 (среднее значение 2.25). 2.3 – это когда между зубами большие расстояния, а 2.2 – это когда между зубами мало места и присутствует скученность.

Если за коэффициент скученности принять 2.2, то 20 нужно разделить на 2.2 и получаем 9 мм – размер бокового резца и 11 мм – размер центрального резца. Эти размеры лучше выставлять в компьютерном или восковом моделировании. Затем необходимо проверить, вписывается ли это в правило золотого сечения. Если нет – можно провести доработку.

Затем на каждый зуб отдельно надевается коффердам с кламмером-бабочкой, проводится промывка и обработка кислотой. После смывания эмаль протравливаетсяв течение 30 секунд, промывается водой без воздуха также в течение 30 секунд, высушивается.

Bond Capo содержит спирт, что облегчает работу.

Его рекомендуется наносить кисточкой, которой потом еще можно разгладить композит, если он достаточно пластичен.
Далее – просушка, засвечивание и работа с цветом с помощью специальной тонкой гладилки. Применяется техника одного дентина и одной эмали, при условии точного попадания в прозрачность. Накладывается цвет А3.5, а ближе к режущему краю – А3. Все зубы в данном
случае, были сделаны одним оттенком.

Еще один важный момент при реставрации и реконструкции со скученностью зубов. В данном случае был смещен зенит и шейку зуба левее, чтобы зуб не казался наклоненным.

Дентин всегда накладывается с пришеечной стороны, а эмаль – с режущего края.

Первым обрабатывается центральный резец, который является ориентиром при дальнейшей работе с остальными зубами. Это будет основной зуб, на который нужно ориентироваться и по форме, и по расположению, и по цвету. Он обрабатывается «под ключ», а затем соседний центральный резец и все остальные зубы.

Именно такой порядок работы позволяет оценить, как будет выглядеть 21-й зуб, который наползал на соседний 22-й. У доктора остается возможность сместить зубы для их правильного расположения.

Стоит обратить внимание, что для более комфортной работы с формой можно изолировать сразу два зуба. Чтобы композит не прилипал к соседнему, уже готовому зубу, можно использовать тефлоновую нить, которая будет служить и матрицей, и изоляцией вместо коффердама.

Порядок шлифовки. Сначала была проведена обработка бором, затем полиром Enhance с силиконовой головкой, который очень хорошо убирает композит, при этом не препарируя ткани.

Затем, после обработки pogo, уже получается неплохой блеск, но его еще рано называть «супер». Для получения суперблеска, необходимо нанести пасту Dialog Polishing, о которой уже говорилось.

Полировка происходит сначала без воды, а затем с водой заполировываем до финального варианта.

Все 4 зуба были обработаны за 2 часа. Это пример того, как проводится работа без силиконового ключа. Часто быстрее и лучше сделать грубую форму зуба и довести ее до совершенства бором, чем с самого начала создавать идеальную форму.

Реставрация при помощи силиконового ключа: что может быть проще?

Прямые реставрации фронтальных зубов с применением композитов используются для восстановления твердых тканей при наличии полостей кариозного и некариозного происхождения (травмы и т. п.), а также для того, чтобы заменить «старые», некачественные пломбы. Однако в настоящее время все больше работ выполняется не только в целях восстановления функции, но и в целях восстановления или улучшения эстетики и не связано с наличием кариозных полостей. При этом все большее количество реставраций изготавливается по принципу минимально инвазивной терапии, заключающейся в замещении дефектов с использованием адгезивной техники и микроретенции на твердых тканях зуба (Манхарт Ю., 2007).

Ассортимент и качество материалов постоянно улучшаются, а в литературе все чаще появляются оригинальные авторские методики восстановления. Несмотря на это, подбор цвета и прозрачности материалов для реставрации до сих пор остается непростым делом для многих врачей. Сложности обычно возникают при моделировании зон прозрачности, так как сквозь них будет просвечивать темный фон полости рта, особенно во фронтальном отделе. Это может негативно проявляться при восстановлении скола угла, во время пломбирования сквозных полостей, при изготовлении прямых виниров и полных реставраций [4]. Поэтому при работе с композитами необходимо освоить методики комбинации материалов с разным уровнем прозрачности.

Выбор материала

Стоматологу не обязательно иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым и добиваться успеха, комбинируя оттенки
Для проведения эстетической реставрации фронтальной группы зубов мы в течение последних 7 лет используем композитный материал с улучшенными эстетическими характеристиками «Амарис» (VOCO, Германия), который содержит 80 % микрогибридного наполнителя. Равномерное распределение частиц наполнителя и их тонкая дисперсность определяют особую гладкость поверхности, благодаря чему материал прекрасно полируется. С течением времени высококачественная структура материала полностью себя оправдывает: поверхность реставрации остается гладкой и имеет «сухой» блеск.

Все стоматологи прекрасно знают, что цвет зуба определяется дентином. Поэтому идеальный композит должен содержать несколько разных оттенков дентина. Что касается эмали, то, наоборот, нет необходимости иметь огромный ассортимент эмалей, можно ограничиться только самым необходимым и добиваться успеха, комбинируя оттенки. «Амарис» прост в работе, так как содержит необходимое количество оттенков: дентины (5 шт.), эмали (3 шт.) и эффект-материалы (2 шт.). Отличительной особенностью данного композита является то, что дентиновая масса включает флюоресцирующие вещества, которые активируются под воздействием УФ-излучения, повышают яркость и насыщенность цвета.

Эмалевые массы обладают повышенной прозрачностью и эффективно проводят свет не только в вертикальном, но и горизонтальном направлениях. Эффект-материалы представляют собой композиты повышенной текучести:

  • композит повышенной опаковости (HO), выполняющий функции маскирующего агента, который используется при необходимости скрыть сильно пигментированный дентин, замаскировать штифт, оживить цвет депульпированного зуба;
  • композит повышенной транслюцентности (HT), предназначенный для восстановления режущего края и имитации зон прозрачности. Консистенция материала позволяет применять технику послойного моделирования, что в сочетании с различной транслюцентностью материала придает реставрации свойства, максимально приближенные к свойствам естественных тканей зубов (табл. № 1).

Таблица № 1. Прозрачность различных оттенков композита «Амарис»

Название
Прозрачность (%)

Свет не проводится

Амарис опаковый (HO)

Амарис прозрачный (HT)

Однако главными, на наш взгляд, преимуществами «Амариса», отличающими его от других микрогибридных композитов, являются отличная флюоресценция при ультрафиолетовом освещении и резистентность к источнику света в течение 8 минут, позволяющая хорошо отмоделировать наносимый слой материала, не боясь, что он затвердеет от света лампы стоматологической установки.

Техника восстановления зуба по методу «Силиконового ключа»

В настоящее время существует несколько вариантов последовательности восстановления полостей IV класса:

  • от небной поверхности;
  • от центра зуба;
  • от вестибулярной поверхности.

По мнению некоторых авторов (Салова А. В., Рехачев В. М., 2003), методика восстановления угла зуба от вестибулярной поверхности позволяет идеально восстановить угол в соответствии с его анатомией. При этом происходит экономия реставрационного материала и экономия времени на окончательную обработку реставрации.

Однако, на наш взгляд, данная методика имеет серьезный недостаток в том, что после восстановления вестибулярной поверхности закрывается обзор полости и врачу приходится работать, либо принимая неудобную позу, либо глядя только в зеркало. Хотелось бы отметить, что многие врачи при реставрации фронтальных зубов до сих пор работают по старинке: сначала создают дентинную часть зуба, а потом эмалевым оттенком восстанавливают небную и вестибулярную поверхности.

Такой метод часто требует длительной коррекции небной стенки. Нередко режущий край получается утолщенным по сравнению с натуральными зубами. Кроме того, «на весу» нельзя точно рассчитать толщину наносимых оттенков [2]. В результате финишной обработки приходится сошлифовывать значительный слой материала. Малейшие же колебания толщины слоя могут ощутимо повлиять на окончательный вид реставрации.

Данная техника восстановления от центра зуба показана, когда есть сомнения в цветоопределении тканей зуба, имеются мамелоны и ярко выражены зоны прозрачности, зуб сложный по опаковости (Салова А. В., Рехачев В. М., 2003) (рис. 1, 2).

В большинстве случаев данная методика используется при незначительном дефекте твердых тканей зуба. На наш взгляд, наиболее простой с технической точки зрения является техника восстановления от небной поверхности. При этом вначале эмалевый оттенок композита толщиной 1 мм вносится с небной поверхности, равномерно распределяется по длине и ширине, проводится фотополимеризация. Затем восстанавливается контактный пункт. Далее на готовую небную стенку наслаивается опаковый слой композита (его толщина зависит от прозрачности зуба), после этого вестибулярная поверхность имитируется эмалевым оттенком материала.

При реставрации фронтальных зубов особое внимание следует уделять моделированию режущего края, который может выглядеть совершенно по-разному у пациентов различных возрастных категорий. Также необходимо учитывать тип улыбки, структуру соседних зубов
Чтобы облегчить выполнение более крупных реставраций IV класса, предложено использовать технику работы с «силиконовым ключом» (шаблоном). Сущность ее заключается в том, что до препарирования полости изготавливается восковой макет будущей реставрации. Для этого при помощи базовой массы силиконового оттискного материала, имеющей консистенцию пластилина, а еще лучше из быстротвердеющего силикона для регистрации прикуса типа «Регистрадо» снимают оттиск с нескольких зубов. Получается вспомогательное приспособление, с помощью которого путем нанесения тонкого слоя композита (0,5 мм эмалевой массы) на первом этапе создается оральная поверхность и режущий край будущей реставрации.

Большое преимущество данной техники в том, что режущий край сразу же создается окончательной длины, на оральных поверхностях вплоть до небольших участков компрессии почти ничего не нужно будет дорабатывать [1]. После создания тонкой орально-аппроксимальной композитной оболочки с границей в области режущего края ее заполняют другими композитными массами различной степени прозрачности.

На последнем этапе необходимо сделать лабиальный контур тонким эмалевым слоем. При этом надо стараться наносить композит как можно точнее, без излишков (Манхарт Ю., 2007). Кроме того, при реставрации фронтальных зубов особое внимание следует уделять моделированию режущего края, который может выглядеть совершенно по-разному у пациентов различных возрастных категорий. Также необходимо учитывать тип улыбки, структуру соседних зубов и, конечно, особенности используемого материала.

Возраст пациента имеет важнейшее значение при выборе методики восстановления режущего края. В течение жизни человека форма и цвет зубов меняются, а также меняется уровень прозрачности видимой части зуба. У зубов молодого пациента зоны прозрачности доминируют. Мамелоны дентина довольно четко просвечивают сквозь прозрачную эмаль, повторяя форму пульпарной камеры. У зубов очень молодых пациентов они проявляются и по режущему краю [3, 5].

Любая эмаль обладает прозрачностью в той или иной мере, поэтому нельзя забывать о том, что особенности моделирования мамелонов влияют на общий вид реставрации. Чем круче и глубже углубления между ними, тем более выраженны темные вертикальные линии на вестибулярной поверхности около режущего края. Если же эти углубления пологие, то переход между мамелонами более плавный. Значение имеет тот факт, что с возрастом тонус мышц губ снижается, верхняя губа становится длиннее, а зубы стачиваются, поэтому видна их совсем незначительная часть.

При удлинении режущего края и моделировании его прозрачным, как у молодого человека, может появиться иллюзия, что рот без зубов. Следовательно, у таких пациентов внутренняя структура дентинных мамелонов моделируется иначе. Сквозь режущий край они явно не просвечивают. Поэтому нет необходимости делать их выраженными. На режущем крае они стираются, а вот на вестибулярной поверхности их воспроизводить необходимо.

Клинический случай

Пациентка Д., 23 лет, обратилась в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на эстетический дефект 11, 21 и 22 зубов. В ходе сбора анамнеза установлено, что пациентка получила травму зубов в результате падения со скутера. После проведения основных и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: зубы 11, 21 и 22 — острая механическая травма (рис. 3).

Рис. 3. Зубы 11, 21 и 22: исходная ситуация.

Пациентке было предложено провести прямую композитную реставрацию этих зубов. В первое посещение были сняты оттиски с обеих челюстей, так как у пациентки имелась патология прикуса. Далее были отлиты модели и в зуботехнической лаборатории из воска отмоделированы зубы (рис. 4).

Рис. 4. Модели из гипса с отмоделированными зубами.

С модели верхней челюсти снят оттиск, который являлся силиконовым ключом. Во второе посещение после проведения инфильтрационной анестезии Ubistesini Forte 1, 5 ml, очищения поверхности зуба от пелликулы пастой «Клинт» (VOCO) мелкозернистым бором были сглажены неровные края твердых тканей зуба и наложен коффердам. Проведено кондиционирование эмали и дентина, нанесен однокомпонентный адгезив «Солобонд М». Затем по силиконовому ключу восстановлена небная стенка из эмалевого транслюцентного оттенка TN композита «Амарис» (рис. 5).

Рис. 5. Зуб 11: восстановлена небная стенка.

Толщина первого слоя (эмалевый оттенок) материала не должна превышать 0,5 мм. После полимеризации композита шаблон удалили. Далее из эмалевого оттенка при помощи матричной системы восстановлены аппроксимальные стенки зуба. Следующий слой (опаковый оттенок О3) был нанесен на небную стенку (рис. 6).

Рис. 6. Внесение опакового оттенка материала «Амарис».

Толщина этого слоя играет важную роль в создании окончательного вида работы, так как он задает опаковость. В пришеечной области толщина этого слоя должна быть больше, а возле режущего края «сходит на нет». После этого восстановление вестибулярной поверхности и режущего края проведено эмалевым транслюцентным оттенком TN. Аналогично проведена реставрация зубов 21 и 22.

После удаления коффердама проведена обработка реставрации. Далее выполнено макро- и микроконтурирование: контактной и пришеечной областей — дисками различной зернистости, вестибулярной поверхности — системой Safe End (SSWHITE), включающей в себя твердосплавные 10- и 20-гранные боры. Бор с 10 лезвиями используется для удаления излишков материала и контурной обработки реставрации. Бор с 20 лезвиями обеспечивает получение гладкой поверхности, готовой к полировке (рис. 7).

Рис. 7. Использование системы Safe End (SSWHITE) для полировки реставрации.

Оба вида боров эффективно удаляют композитный материал, максимально сохраняя при этом твердые ткани зуба. Дополнительные преимущества этих боров — длительный срок службы и простота очистки перед дезинфекцией благодаря прямой форме лезвий.

Интересен тот факт, что, по данным электронно-микроскопического исследования, твердосплавные финишные боры имеют преимущества по сравнению с мелкодисперсными алмазными:

  • они работают селективно («отличают» более мягкий композит от более твердой эмали, позволяя сохранить естественную структуру зуба);
  • обладают режущим механизмом действия, а не шлифующим, т. е. удаляют материал в виде стружки, что обе­­спечивает более гладкую поверхность по сравнению с алмазными борами;
  • имеют закругленный кончик, что позволяет проводить обработку без травмы края десны и круговой связки.

Финишные твердосплавные боры Safe End с 20 лезвиями идеально подготавливают композитную реставрацию к полировке, оставляя чрезвычайно гладкую поверхность. После их применения одноэтапные силиконовые полировочные головки с алмазной крошкой JAZZ Supreme Polishers (SS WHITE) без труда придают превосходный блеск поверхности (рис. 8).

Рис. 8. Окончательный вид реставраций 11, 21 и 22 зубов.

Заключение

Использование композита «Амарис» и техники «силиконового ключа» позволяет более правильно с точки зрения бионики создавать искусственную модель зуба, похожую на натуральную, а также сократить время, которое требуется на создание и обработку готовой реставрации.

Прямая реставрация травматического отлома центрального резца. Пошаговый протокол.

Пошаговый протокол реставрации центрального резца методом стратификации по силиконовому ключу.

Сегодня небольшой клинический случай прямой композитной реставрации травматического скола зуба №21. Пациенту 11 лет.

Понятно, что наиболее сложным в данной ситуации является эстетика композитной реставрации. “Попасть в цвет” можно только в том случае, если соблюсти правильные пропорции между слоями материала различной степени прозрачности. Чтобы облегчить себе получение предсказуемого результата, требуется изготовление силиконового ключа. Итак, сначала исправляются огрехи юного пациента в гигиене и происходит достраивание зуба любым композитом, лучше контрастного оттенка. Разумеется, адгезивная подготовка не проводится для облегчения удаления результатов предварительной моделировки сразу после получения силиконового ключа.

Предварительная моделировка (мокап, mock-up) произведена.

После этого получаем силиконовый оттиск рабочего зуба + 1-2 соседних зуба. Сразу после полимеризации силикона обрезаем все лишнее, чтобы получилось вот так:

Этот силиконовый ключ будет служить опорой для выкладывания первой порции композитного материала.

После проведения изоляции и адгезивной подготовки, плотно прижимаем ключ к зубу и выкладываем небную стенку из композита эмалевого оттенка. В данном случае я работал материалом Enamel Hri, соответственно использовался эмалевый оттенок с низким уровнем яркости UE1.

Плотно поддерживая ключ, адаптируем материал к зубу и засвечиваем небную порцию. После этого можно убрать силикон. Должно получиться вот так:

Далее, имея такой “каркас”, нетрудно выложить послойно все структуры зуба.

Для эффекта halo по режущему краю тонкой полоской вносится композит опакового дентинового оттенка. В данном случае UD1.

Следующим моделируется внутренний дентин опаковым насыщенным оттенком UD4.

Создание мамелонов менее насыщенным опаковым оттенком UD2. Поскольку в детском возрасте режущий край характеризуется высокой степенью прозрачности, между сформированными мамелонами в небольшом количестве вносится высокопрозрачный опалесцирующий композит OBN (Opalescence Blue Natural).

И, наконец, последний слой эмалевый оттенок UE3. В линейке эмалевых оттенков Micerium этот характеризуется высокой яркостью, что как раз характерно для “молодых” зубов.

После нанесения последнего эмалевого слоя, финальное засвечивание проводится под слоем глицеринового геля для предотвращения образования слоя, ингибированного кислородом.

В результате такого подхода реставрация требует минимального контурирования и полировки только с помощью щеток и паст различной степени абразивности.

Итого от начала до конца потребовалось около 1 часа рабочего времени.

Метод реставрации зубов композитами с использованием силиконового шаблона

Метод реставрации зубов композитами с использованием силиконового шаблона

Силиконовый шаблон (силиконовый, окклюзионный ключ) необходим для точного воспроизведения анатомической формы зуба, особенно небной поверхности. Применяется при реставрациях верхних резцов. Изготавливается из обычного А-силикона, непосредственно в полости рта, с реставрируемых зубов снимается оттиск (можно без ложки), захватывая режущий край реставрируемого зуба и по одному соседнему зубу для опоры. Слепок разрезается по линии, образованной режущим краем.

Этапы реставрации зуба с использование силиконового шаблона:

1.Определение цвета твердых тканей зуба.

2. Прямое (mock-up) или непрямое (wax-up) моделирование формы зуба.

Техника Wax-up (воспроизведение на модели формы зубов с помощью воска) с обязательной проверкой окклюзионных взаимоотношений. На основании Wax-up изготовляется силиконовый ключ, позволяющий воспроизвести небную поверхность зубов в соответствии с окклюзией.

Техника Mock-up (англ. модель в натуральную величину) — техника моделирования анатомической формы зуба непосредственно в полости рта пациента. Она осуществляется для определения оптимальной формы с учетом необходимости увеличения их размеров и уменьшения ширины межзубных промежутков. Рекомендуется наносить композитный материал, цвет которого отличается от исходного цвета зубов. Необходимо обращать особое внимание на моделирование формы небной поверхности, без которой невозможно изготовить соответствующий слепок.

3. Снятие нёбного силиконового оттиска и изготовление силиконового шаблона небной поверхности реставрации. Если зуб ранее был реставрирован, то данный этап проводится перед удалением имеющейся реставрации.

4. Удаление реставрации и композитных материалов, которые были использованы для процедуры mock-up. Препарирование кариозной полости. По эстетическим требованиям проводится удаление пигментированных тканей. Формируется скос вестибулярной поверхности эмали для незаметного перехода цвета от материала реставрации к тканям зуба.

5. Очищение зуба с помощью вращающихся щеточек и абразивных паст.

6. Повторное определение цвета твердых тканей зуба.

7. Изоляция зуба от слюны, травление, нанесение адгезива.

8. На область режущего края силиконовой матрицы наносится композит эмалевого оттенка. Подготовленный силиконовый шаблон фиксируется на небной поверхности зуба. Создается базисный слой эмалевого оттенка вначале на небной поверхности. Таким образом, небный шаблон создает основу для нанесения последующих слоев композитного материала.

9. Для формирования апроксимальной поверхности зуба при помощи клиньев устанавливается матрица и наносится базисный оттенок эмали.

10. На сформированную небную поверхность слоями апплицируется дентинный оттенок. Структура зуба восстанавливается последовательно от оральной поверхности к вестибулярной. На этом этапе начинается формирование специфических анатомических деталей, например, мамелонов*.

11. Восстановление завершается аппликацией эмалевого оттенка, имеющего такой же тон, что и небный и апроксимальный слои.

12. Финишная механическая обработка осуществляется после высушивания поверхности реставрации. Без изоляции, из-за эффекта увеличения объекта в капле воды, значительно затрудняется визуальный контроль за качеством шлифования.

13. Полирование высушенной поверхности проводится осторожно при помощи специальных силиконовых головок различных форм на небольшой частоте вращения инструмента.

(По данным проф. Николаенко С.А., Красноярск)

* Мамелон — (фр. Mamelon — сосок, бугорок, холмик) – в стоматологии: это один из трех бугорков, иногда имеющихся на режущем крае резцов.

Ссылка на основную публикацию